Интервью с сооснователем и управляющим партнером галереи наивного искусства «АртНаив» Еленой Гущиной.
- Елена, расскажите, пожалуйста, о вашей Галерее и ее коллекции?
- Галерея «АртНаив» — единственная в России галерея наивного и аутсайдерского искусства. Мы представляем творчество художников-самоучек, талантливых людей без художественного образования, а также художников с непростой судьбой.
Особенность наивного искусства в том, что оно связано только с одаренностью автора, создается изначально не для продажи, а от потребности высказаться, выразить себя; поэтому оно очень искреннее и не затрудненно культурно-социальными правилами. В дальнейшем, такое искусство может стать коммерчески успешным.
Так и наша галерея. В первую очередь у нас социальная функция. Мы не хотим показывать только то, что люди любят и купят. Галерея должна экспонировать произведения, от которых люди получат не только удовольствие, но и какое-то развитие, задумаются. Мы показываем, иногда неудобные вещи, трудные для понимания вещи, привлекаем внимание к картинам, которые, мы точно знаем, никто не купит, но также точно знаем, что людям это будет интересно.
Наша задача не только продавать, безусловно, и это тоже; но это только часть функций. Так сложилось исторически, что в России мало людей, которые покупают картины в дом для себя, чтобы украсить ими стены. Есть коллекционеры, и мы работаем, в принципе, для них и для музеев. И в Европе наши клиенты — это в основном музеи и крупные коллекции. Наивных художников мы ищем по всей России. При любой возможности используем средства массовой информации, обращаемся ко всем, кто знает талантливых неизвестных авторов, которым нужна помощь, а таланту поддержка нужна в любом случае, приводите, показывайте.
- Как Вы относитесь к коммерческому использованию воспроизведений картин или их элементов? Может предоставить ваша Галерея на возмездной основе право на использование изображений принадлежащих ей произведений на товарах или в рекламе?
- Что касается коммерческого использования искусства, безусловно, это хорошо, потому что мы за популяризацию искусства. Один известный искусствовед, когда ее высказывание опубликовали без согласия, сказала: «я за то, чтобы было больше хороших искусствоведческих текстов, и чем больше они тиражируются, тем лучше». Такое же отношение и у меня, я хочу, чтобы было больше хорошего и красивого вокруг нас. Наша галерея владеет некоторыми богатствами. Какие у нас есть ресурсы для их показа? Интернет, выставки, каталоги, в общем-то, и все! В размышлениях над расширением выставочной деятельности родилась идея создания одежды с использованием картин. Нам захотелось создать не просто сувенирную одежду, как во многих музейных лавках, а настоящие дизайнерские вещи. Для каждого принта, для каждого художника мы разработали свою модель, которая будет его лучше выявлять и ему соответствовать. Выбрали натуральные ткани, много сил и времени на это потратили, но эффект и отклик очень хороший, спрос есть. Потому что это оригинально, эксклюзивно и видно, что сделано с душой и качественно.
Использования искусства в моде – это не ново. Интересный момент, мода изменчива и быстротечна, а искусство придает ей некий ореол вечности. Использование произведений на товарах делает их линейку эксклюзивной и вневременной. Такие коллекции могут продаваться годами, не теряют актуальности из-за своей гениальной составляющей.
Еще к нам поступают запросы на использование наших картин в календарях. Потому что обычно иллюстрации на заказ получаются слишком стандартными, трудно найти что-то необычное, мало кто придумывает что-то новое. А наши картины – это всегда оригинально, люди на них реагируют.
- Готовы ли Вы рассматривать обращения предпринимателей о возможности регистрации принадлежащей вашей галереи картины или ее элемента в качестве торговой марки (товарного знака)? Если да, то что имело бы значение для принятия положительного решения: перечень товаров и услуг, которые будут маркироваться таким знаком, сегмент потребителей или еще какие-то аспекты?
- Мне кажется, что использование произведения в логотипе компании, то есть использование оригинального знака, художественного знака, талантливого знака, который создавался не для цели рекламировать компанию, а просто появился как что-то прекрасное — это замечательно! Просто потому, что компания будет сто процентов отличаться. Появятся дополнительные идеи для маркетинга и продвижения, почему нет? На мой взгляд, многое зависит от главы компании, насколько он креативен. Есть руководители крупных компаний, которые являются коллекционерами и фанатами искусства. Они стараются привнести его в свои компании, в корпоративную культуру, а, может быть, и в бренд. Конечно, это не всегда просто.
Перечень товаров и сегмент потребителей, безусловно, будем рассматривать индивидуально, потому что это связано с нашей репутацией, с нашим имиджем. Недавно мы получили предложение предоставить нашу одежду очень известной поп звезде, не буду называть ее фамилию, но так как нам ее творчество не близко, мы отказались — посчитали, что на наш имидж такое сотрудничество сработает негативно. Любой запрос будет рассматриваться с этой точки зрения. И деньги не будут иметь первостепенного значения.
Если картина выкуплена у автора по договору об отчуждении авторских прав, то мы запрос о ее использовании рассмотрим самостоятельно. А если картина находится на реализации, обратимся к автору или его наследникам.