Бренд есть, а владельца нет!

Интервью с экспертами Национальной инициативы «Живые города»

Как известно, товарный знак можно зарегистрировать на юридическое лицо или предпринимателя. Бренд – это, конечно, не только и не столько товарный знак, но… что делать если люди есть, деятельность есть и результат есть! а лица нет? Ни юридического ни физического… а есть некое “движение”, “сообщество”, или, например, “Национальная инициатива”.

При подготовке к Круглому столу “Бренды территорий…” мы искали заинтересованного партнёра; и мы его быстро нашли – им стала Национальная инициатива “Живые города”. У “инициативы” нет ни юридического лица и, уж тем более, жесткой иерархии; возможно, поэтому мы быстро организовали и провели Круглый стол, на котором собралась прекрасная аудитория и интереснейшие спикеры. Результат превзошел наши ожидания, но вопрос “Как это возможно?” повис в воздухе!

Мы попробовали разобраться что же такое Национальная инициатива “Живые города”, как она существует вне каких-либо организационно-правовых форм, как развивается и какой у неё бренд. Нам помогали в этом участники инициативы:

Владислав Шулаев — Директор по стратегическим коммуникациям «Коммуникационного агентства АГТ», сопредседатель комитета РАСО по брендингу и продвижению территорий

Валерия Терентьева — управляющий партнер WorkLine Group, консультант в области стратегического развития, брендинга и управления изменениями

Алексей Комов —  член Президиума Союза Архитекторов России, член Правления Русского Художественного Союза. Экс-главный архитектор Евпатории.

BL: Что такое “Живые города”?

 

Алексей Комов: Живой город – это город, который осознаёт сам себя, это живой организм! При этом нужно понимать, что город — это изначально придуманная людьми история, не природная. Город рожден человеком; и за него, как за дитя, за свою семью, человек ответственен. То есть помимо прав на город, у людей есть и обязанность по отношению к нему.

Организация «Живые города» – конгломерат единомышленников, которые исповедуют этот принцип при решении задач по развитию территорий. Сама по себе организация – живая и пластичная. Когда находишься внутри неё: на мероприятиях и мозговых штурмах чувствуешь себя достаточно комфортно в среде единомышленников. При том, что все участники обладают разными компетенциями, являются профессионалами в своих областях. В «Живых городах» нет чинопочитания, а есть живое общение, коммуникация, передача знаний. Всем друг с другом интересно.

В наше время общество крайне разобщено. Социальные сети и высокие технологии крайне пагубно влияют на живое общение. «Живые города» – это альтернатива технологическому «крепостному праву». Реальные продукты в виде знаний, инициатив, реализованных городских проектов, рождаются только в непосредственном общении. Никакие пересуды в соцсетях этого не заменят.

BL: Как родилась идея «Живых городов»: история движения? Сразу ли «пришло» наименование, «родился» логотип движения? Как менялся?

 

Владислав Шулаев: Название Живые города – Living cities – носилось в воздухе. Была даже одноименная компания, которую создал покойный Денис Визгалов. Но сначала была, конечно, организация «АРГО» в Ижевске, вокруг которой произошла существенная концентрация экспертов и активистов городского развития страны.

Потом был форум Живых городов, а потом из его участников создалось сообщество «Живые города». Хотя я сейчас точно не вспомню всю последовательность микроэтапов развития самоопределения движения. Но был уникальный, важный, наверное, даже ключевой момент для сообщества «Живые города». Каждый участник предложил пять принципов Живого города. Это было одновременно и «интеллектуальным вкладом», и ритуалом, и контентом для медиаресурсов, и исследованием, и стало постоянной «живой» основой для Хартии и программы действий.

Логотип появился «между делом», по наследству от «новодельного» логотипа Ижевска, который «не взлетел» как элемент городской идентичности, но зато прижился сначала как элемент дизайна первых форумов Живых городов, проходивших в столице Удмуртии, а потом – по согласованию сторон – стал элементом айдентики Национальной инициативы «Живые города».

Валерия Терентьева: Я присоединилась к «Живым городам» на Втором форуме в Ижевске в 2015 году. Тогда уже была «звездочка» лого, и название было. И идея оживления городов.  Но на втором форуме шла дискуссия о том, что такое город, и тем более — живой. Это были первые шаги, но очень уверенные и дружные. Именно тогда сообщество обрело свою расширенную экспертную и идеологическую группу, что позволило шире и ярче выйти за пределы одного города на просторы всей страны. В начале 2016 года мы задумали, что третий форум будет всероссийским, четвертый — международным, пятый — европейским, а шестой — евразийским. Так и идем, по плану!

BL: Как бы Вы сформулировали цель «Живых городов»?

 

Алексей Комов: У каждого участника Живых городов — своя цель! Это не корпорация и не партия; единым строем в светлое будущие никто никого не гонит. Напротив, есть Хартия, в которой каждый для себя находит какую-то собственную цель и её реализует.

Ведь Городам нужна не витрина, а смыслы, подтвержденные функцией. А помимо цели важен и процесс, реальный процесс даже важнее. Если кому-то нужна помощь, он кидает клич и с разных концов страны помощь приходит.

Чтобы удержать нашу страну, которая сейчас в разных турбулентных состояниях необходимо удержать и развить мощный интеллектуальный каркас – профессиональные сообщества, перемешанные друг с другом! Как это сделать? Вспомните фильм “Оттепель”, 60-е годы, поэты общались с физиками, художники — с архитекторами, с химиками… то же самое было и в 20-30-е годы и до революции: Шаляпин с Коровиным, Коровин с Шехтелем, Шехтель с Чеховым… Важна единая интеллектуальная переопыляемая среда. В такой среде можно увидеть картину будущего, а не просто ежеминутно реагировать на сегодняшние новости.

Принципы, которые исповедовали Вернадский, Циолковский, Докучаев – абсолютно применимы в «Живых городах», в счастливых городах.

 

BL: Есть ли особенности продвижения бренда и идей Национальной инициативы по сравнению с другими НКО?

 

Владислав Шулаев: Я бы выделил определяющую для меня особенность развития и продвижения Инициативы – соответствие содержания работы и организационных форматов названию и идеологии «Живых городов». В пределе – все, что и как делают «Живые города» — это продвижение бренда и идей инициативы.

Отчасти поэтому в орбите «Живых городов» остаются практически все, кто в активность «Живых городов» был вовлечен, находя для себя посильные и возможные формы взаимодействия. Важной особенностью Национальной инициативы «Живые города» является наличие опорного «родоначального» города – Ижевска в лице заряженных идеологией «Живых городов» активистов и реализуемых там соответствующих проектов – и теперь уже сети городов, где есть действующие живые проекты.

Валерия Терентьева: Национальная инициатива «Живые города» — особенный субъект со своим характером, своими периодами активности и спада — живыми, как дыхание. Особенность, прежде всего, в том, что и бренд, и его продвижение — общее дело. Поэтому интенсивность была не сразу выражена. Все нарастало постепенно, с увеличением числа участников.

Как гласит определение, бренд – это, особым образом созданная ментальная конструкция, устойчиво существующая в сознании потребителя и влияющая на его поведение. Национальная инициатива — сообщество со своей идеологией, вызывающее не только интерес, но и желание присоединиться. Не только присоединиться, но и сделать что-то полезное.

Алексей Комов: Особенность продвижения бренда Инициативы — в её участниках, каждый из которых является “командой”, играющей на результат. Например, есть бренд Английской премьер-лиги, а есть команды внутри Лиги; чем лучше играют команды, чем интереснее игра каждой из них, тем выше престиж всей Лиги! Каждый участник Живых городов, достигая определенной победы, работает на развитие бренда «Живые города». Хотя это и не политическая партия и не жесткая структура, но у нас есть определенная цикличность собраний, встреч, форумов, премия «Нобель»… На наших встречах можно увидеть практические результаты всей большой “Лиги”: художники, ученые, межрегиональные команды получают какой-то грант или реализуют городской проект…

BL: То есть общий бренд движения и отдельные бренды участников: лидеров, активистов, локальных городских сообществ, взаимосвязаны?

Владислав Шулаев: «Живые города» не похожи организационно на другие общероссийские организации, связанные с развитием территорий. И это поначалу удивляет привыкших к иному. Специфика самоорганизации сообщества не позволяет принимать быстрые решения традиционным путем. Согласительные и вовлекающие процедуры требуют времени, объяснений, «сверки карт и часов», выработки новых форматов.  Собственно, нет даже априори признанных верными процедур согласования и принятия решения – они тоже вырабатываются совместными усилиями. Это все отражение принципов «Живых городов» вовнутрь организации.  Точно так же эти принципы переносятся и на соотношения общего бренда и брендов участников, партнеров, проектов, городов. Каждый раз это тема отдельного «взвешивания» правильности предполагаемых решений.

Алексей Комов: Живые города – это многоцветная мозаика. У каждого элемента мозаики есть своя геометрия, как у каждого участника есть своя компетенция, свой личный бренд. Многоцветные безконтурные пятна сливаясь в одно образуют серое и бесформенное (по Кандинскому).

А Живые города – это всеядный бренд, внутри которого геометрия каждого входящего бренда вписывается в общую мозаику, у которой есть своя цельная логика и  считываемый образ.

Бренд Живых городов – живая геометрия, гармонию которой можно проверить алгеброй и алгебру гармонией. Союз физиков и лириков, которые соединяя свои знания, хотят и знают как донести картину будущего, это крайне важно. Это и есть продолжение традиций нашей русской мысли, людей (Докучаев, Вернадский, Циолковский), которые живут здесь и сейчас, но мыслят будущее: одна рука заточена на результат, а другая способна дотянуться до звезд……

Валерия Терентьева: Живые города — это люди. Это смыслы их деятельности. Каждый из нас — особенная личность, и каждый своими решениями и действиями усиливает внимание к сообществу, формирует его имидж и поддерживает репутацию. Поэтому соотношение правильное для настоящего бренда: взаимное влияние и взаимоусиление.

Каждый участник в ответе за бренд. Каждый лидер — особенно.

  

BL: Как «Живые города» взаимодействуют с подобными структурами на международном уровне?

 

Валерия Терентьева: Активно и действенно. Общие встречи и обмен опытом происходят и во время форумов, и в течение года.

Алексей Комов: Зацикливаться исключительно на нашей территории невозможно потому, что ноосфера не знает государственных границ. С другой стороны, очень важно изначально учитывать понятие аутентичности, специфики каждой территории, почвы на которой происходит жизнь конкретной территории, а не дублировать бесконечно «голландские штампы».

Вопрос присутствия профессионалов, профессионального сообщества из разных команд Живых городов способно давать – самое важное – анализ потенциала территории и экспертную оценку первичную продукта. Политически необходимо, чтобы мы не оказывались всё время за шкафом, сами себя загоняя туда. Русская мысль – сверхтерриториальна. То что мы с Вами подразумеваем под брендом, а кто-то идентичностью – никто не отменял, но для реального результата нужны носители знания о территории, (регионеры и территориалы) которые любят, знают свою землю, им нужна конкретная поддержка, а не колониальные назидания.

BL: Форум 21-23 июня 2019 — что это? Какая задача стоит перед этим мероприятием? Чем отличается от Форумов предыдущих лет?

 

Валерия Терентьева: Форум 21-23 июня — шестой форум Живых городов. И его задача — обмен практиками, систематизация образовательных деятельностей, но в фокусе внимания — ключевая тема современности: Доверие, Коммуникация и Кооперация.

От умения сотрудничать зависит будущее каждого города, каждой территории. Пришло время совместной деятельности. Изменения, особенно позитивные, требуют общих усилий. А их скорость зависит от доверия. Все происходит со скоростью доверия. Вот об этом и поговорим на форуме. И о многом другом. Смотрите наши анонсы, регистрируйтесь и приходите!

Алексей Комов: В России много форумов, где на сцене сидят уважаемые люди и рассказывают о том “а вот, как бы было хорошо если бы…”, но предъявить результат не на картинках могут не многие. Сам я адепт “Архитектура прямого действия”, тактической урбанистики – для меня результат – это главное: можно потрогать, имеет резонанс, влияет на развитие городского сознания в практической сфере…

Например, этой весной в Ижевске, было большое мероприятие «Живых городов»; мне удалось там не только побывать, но и открыть собственную выставку/ А в 2017 я провёл Курс урбанистических практик, а так же проект “Территориум”. Вместе с «Живыми городами» и Корпорацией развития Удмуртии мы занимались набережными 3-х городов: Сарапул, Воткинск, Ижевск; подбодрили молодежь, сделали наработки, которые ушли не в стол, а стали важным подспорьем в реализации многих проектов не только в Удмуртии.

Ближайший Форум «Живых городов» 21-23 июня – там увидим очередные результаты Национальной Инициативы!

 

BL: Какой Вы видите Национальную инициативу через 3-5 лет? Какие планы развития?

 

Алексей Комов: 3 и 5 лет – две большие разницы. Время сегодня настолько спрессовано, что даже за 3 года происходит даже смена поколений. Сам я вижу Живые города в перспективе организацией с серьёзным международным статусом, авторитетной, но при этом сохраняющей гибкость, с большим количеством реализованных проектов. Важно сохранить живое ядро, не забронзоветь, не удариться ни в коммерцию, ни об государство… Живые города могут через три года (а уж 5 – точно) стать обновленной сверхтерриториальной формацией интеллектуального каркаса страны. Многие союзы сейчас переживают крайне нелегкие времена, а у Живых городов есть драйв регенерации и самоорганизации, уровень которых – есть маркер живого. То, что само себя организовывает и питает – это и есть живое. Таких организаций очень не много. В качестве локального примера могу привести сообщество “СевПарки” из Севастополя – потрясающая горизонтальная структура, с множеством активистов. Сегодня (интервью от 15 июня 2019г. – ред.), кстати, День города Севастополя, с чем я поздравляю легендарный город и всех его жителей! Севастополь сам по себе пример самовозрождающегося города – который неоднократно подвергался разрушениям и бедам, но каждый раз регенерировался Белым ансамблем на берегу Черного моря… Квинтэссенция крымского стиля! Живого города для меня.

Валерия Терентьева: Открытой, понятной, международной, творческой, с хорошим экспертным уровнем и развивающейся позитивной идеологией.

Планы известны — 1000 живых городов к 2035 году.

Больше жизни!

Читайте также