Интервью с фермером-сыроваром Олегом Сиротой.
- Олег, как родились наименования фермы и продукта?
- Главная цель нашей сыроварни варить русский пармезан. Это примерно как выиграть Олимпиаду в мире сыра. К ней нужно готовиться и идти, но такая у нас главная задача. Она и была сразу обозначена в названии. Полностью мы названием Истринская сыроварня «Русский пармезан». Истринский — привязка в нашему району происхождения, а русский пармезан обозначает наши цели — производство твердых и полутвердых сыров.
- Какими приёмами необходимо выделять и продвигать именно российские фермерские продукты, в частности сыры?
- Трудно сказать. По сырам сейчас главную задачу продвижения выполнило государство, убрав наших основных конкурентов с рынка. В один момент убрали немцев, французов, итальянцев и испанцев. Одним росчерком пера. Это обеспечило стабильный и системный спрос, а остальное уже мелочи. Чтобы сейчас продать сыр на российском рынке нужно системно над эти работать и развивать сбыт! Этот спрос сейчас вытягивает всю отрасль, даже производство молока потянул.
- Вас часто упрекают, что Вы больше продвигаете свой личный бренд, нежели своё хозяйство. Можно ли для фермерского хозяйства отделить восприятие фермера и его продукта?
- Мне честно говоря не понятно, как продвигать личный бренд и в чем его отличие. У нас вся семья работает на нашем преприятии — моя мама стоит за прилавком магазина, отец помогает с досками для сыра в погребе, я работаю в цеху и организовываю работу всего предприятия, жена выдает сыр и ведет учет продукции. Люди могут приехать и посмотреть в глаза производителю. Большую часть наших покупателей я знаю в лицо, а они — меня. Это дорогого стоит. В России, к сожалению, это редкость.
- Что в наибольшей степени способствует продажам Вашего сыра: упаковка, экологичность, свежесть, индивидуальный продукт? С какими каналами продвижения и продаж Вы работаете? Как можно купить Вашу продукцию?
- Наш канал продаж — это маленькая и узкая дорога к нашей сыроварне. Магазин работает два дня в неделю, мы наш канал чистим трактором и посыпаем песком, чтобы он работал безотказно и люди приехали. Два дня в неделю эта заснеженная грунтовка становится настоящей дорогой жизни для 15 человек работающих на нашем хозяйстве. Нашим соотечественникам очень нужен хороший сыр и он у нас есть.
- Санкции сыграли большую роль в развитии новой волны российского фермерства. Какие меры защиты собственной марки Вы предполагаете в случае их отмены?
- Меры защиты марки не помогут в случае отмены эмбарго, они могут понадобиться, если санкции продлятся лет 20 и за это время смогут появится устойчивые региональные бренды сыров. Сейчас нас просто смоет в один момент дешевая продукция из Евросоюза по демпинговым ценам. Это очевидно. Помочь выстоять нашей отрасли сможет выход из ВТО с поднятием пошлин, такой шаг кажется невозможным, но взаимные санкции тоже нам три года назад казались фантастикой, а сегодня это реальность, в которой мы живем.