Территории в брендах и бренды территорий.

Интервью с заместителем руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) Кирий Л.Л.

- Любовь Леонидовна, при соблюдении каких условий можно зарегистрировать товарный знак, включающий словесные элементы, указывающие на территорию (российский, московский и т.п.)?

- В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, характеризующих товары, в том числе указывающих на место их производства. К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, включающие географические названия, которые могут быть восприняты как указание на место нахождения изготовителя товара.

Таким образом, следует отличать те географические названия, которые могут восприниматься потребителем как указания на место производства товара и/или нахождения изготовителя товара, от тех, которые не могут так восприниматься.

К обозначениям, которые не могут восприниматься как указание на место производства товара могут быть отнесены, в том числе фантазийные в отношении заявленных товаров элементы. Например, словесный элемент «Везувий» в отношении товаров 30 класса МКТУ (растительные пищевые продукты) вряд ли может быть кем-то воспринят как указывающий на место производства продуктов питания (поскольку это – вулкан).

Необходимо также учитывать известность географического названия. Как представляется, обозначение «Коянды» (является селом в Целиноградском районе Акмолинской области Казахстана населенностью около 3000 человек) не будет ассоциироваться с конкретным местом производства товара, поскольку является малоизвестным для российского потребителя.

В связи с этим в процессе проверки соответствия требованиям законодательства заявленного обозначения, представляющего собой или включающего наименование географического объекта, эксперты анализируют, будет ли заявленное наименование географического объекта восприниматься потребителем как указание на место производства и нахождения изготовителя в отношении тех товаров, которые указаны заявителем в перечне товаров и услуг.

Если заявленное наименование географического объекта воспринимается как указание на место производства товара и нахождения изготовителя, то при проведении экспертизы учитывается наличие связи характеристик товаров и услуг с географическим происхождением.

Обозначениям, включающим географические названия, заявленным в отношении товаров, характеристики которых связаны с географическим происхождением, не предоставляется правовая охрана. Так, обозначению «Каспий» в отношении товара «соль» не может быть предоставлена правовая охрана. В то же время обозначение «Каспий» является фантазийным в отношении, например, канцелярских товаров. В отношении кондитерских изделий зарегистрирован товарный знак «Кузбасские».

Из этого правила Кодексом предусмотрены исключения. Так, указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Кроме того, обозначения, включающие географические названия, могут быть зарегистрированы, если они приобрели различительную способность в результате их длительного и интенсивного использования.

При этом всегда следует учитывать, что не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.

Например, недопустимо включение в заявленное обозначение указания на географический объект в случае если заявитель, испрашивающий правовую охрану товарного знака, не имеет производства на указанной территории. Например, включение в товарный знак слова «российский» для заявителя из другой страны не допускается.

- Чем от таких «территориальных» товарных знаков отличаются наименования мест происхождения товаров и географические указания? Каково их значение для экономики регионов?

- Наименования мест происхождения товаров и географические указания – это самостоятельные объекты интеллектуальной собственности, относящиеся также как и товарные знаки к средствам индивидуализации. В Российской Федерации правовое регулирование в области интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с ГК РФ и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация, в частности, Протоколом об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение №26 к Договору о Евразийском экономическом союзе) и Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

В соответствии с существующим регулированием наименования мест происхождения товаров и географические указания — это, как правило, наименования географических объектов. Указанные объекты дают широкой общественности представление не только об изготовителе и высоком качестве товара, но и о наличии в нем особых свойств или других характеристик, определяемых местом его изготовления.

Широкую известность следи российских и иностранных потребителей приобрели следующие НМПТ: «Гжель» в отношении фарфоровых изделий, «Хохлома» для изделий из древесины, «Оренбургский пуховый платок», «Павловопосадский платок», «Башкирский мед» и т.д. В последнее время отечественные производители товаров все активнее подают заявки на регистрацию НМПТ. Так, в 2017 году зарегистрированы такие НМПТ как «Коломенская пастила», «Кубанское подсолнечное масло», «Дулевский фарфор», в 2016 году – «Краснодарский чай», «Белёвская пастила», «Луховицкий огурец».

Активное использование НМПТ является залогом повышения известности региона, что может, в частности, способствовать вложению инвестиций в его развитие, сохранению сельских поселений, увеличению рабочих мест, развитию туризма.

- Как с этими объектами интеллектуальной собственности соотносятся понятия защищенное наименование места происхождения и защищенное географическое указание, используемые при регулировании производства и оборота алкогольной продукции?

- Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» содержит термины «защищенное географическое указание» (ЗГУ) и «защищенное наименование места происхождения» (ЗНМП). Исходя из смысла указанного закона, данными терминами обозначаются разные категории алкогольной продукции, произведенной в России, но еще не имеющей репутации и не получившей известности среди потребителей.

Необходимо отметить, что данные понятия представляют собой перевод с английского языка понятий «Protected geographical indications» и «Protected denomination of origin», которые используются в законодательстве Европейского союза. Речь идет о таких известных объектах интеллектуальной собственности, как географические указания и наименования мест происхождения товаров. При этом при включении понятий ЗГУ и ЗНМП в российское законодательство полностью проигнорирована необходимость соотнесения нововведений с действующей российской системой права, в том числе с гражданским законодательством, регулирующим отношения в области интеллектуальной собственности.

Таким образом, сегодня использование терминов, которые по названию могут ассоциироваться с охраняемыми объектами интеллектуальной собственности (географическими указаниями и наименованиями мест происхождения товаров), но не являются ими по сути, приводит к возникновению правовых коллизий и введению общественности в заблуждение относительно статуса, который приобретает алкогольная (винодельческая) продукция с ЗГУ или ЗНМП.

В связи с изложенным, по мнению Роспатента, существует необходимость во внесении изменений в Закон № 171-ФЗ, прежде всего, в части приведения его положений в соответствие с положениями ГК РФ.

Читайте также