Проблемы оценки товарных знаков

Интервью с Б.Б. Леонтьевым Генеральным директором Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (ЗАО «СОИС»)

- Борис Борисович, сформировался ли в РФ рынок услуг по оценке интеллектуальной собственности и, в частности, по оценке товарных знаков?

 Сегмент рынка услуг по оценке интеллектуальной собственности как неимущественных прав развивается уже более 20 лет после выхода в свет закона «О собственности в РФ» 24.12.1990г. Он, по общему мнению всех оценщиков, является самым сложным и требует высшей квалификации. Среди прочих услуг по оценке имущества и имущественных прав  услуги по оценке интеллектуальной собственности сегодня занимают около одного процента. Всех оценочных компаний в регионах страны сегодня насчитывается более тысячи. Поэтому у большинства оценочных компаний опыт оценки патентов и товарных знаков и, соответственно, компетенция  объективно отсутствуют. Однако, в связи с высокой конкуренцией по оценке всевозможного имущества большинство оценочных компаний берутся выполнять любые заказы, в том числе и редкие по оценке интеллектуальной собственности, включая оценку товарных знаков. Они, как правило, не имеют для этого ни достаточных знаний методологии, ни соответствующих высококвалифицированных специалистов, ни достаточного профессионального опыта. Тем более, что Заказчик обычно не в состоянии отличить компетентного оценщика от некомпетентного.

Поэтому можно сказать, что рынок этих услуг реально существует, но риск некомпетентной оценки на нём крайне высок.

Наш Институт СОИС является единственной в стране специализированной оценочной компанией в области оценки интеллектуальной собственности, в том числе, оценки товарных знаков и других средств индивидуализации юридических лиц. Нашими специалистами  разработаны десятки методик по оценке интеллектуальной собственности для министерств, ведомств, госкорпораций и отдельных предприятий. В ведущих российских экономических вузах наши методические и учебные пособия используются весьма широко, а наши методические рекомендации по инвентаризации интеллектуальной собственности министерствами, ведомствами и ведущими вузами признаются как базовые.

За последние годы мы в основном выполняли оценки для наших постоянных клиентов и сейчас всё больше проводим оценки по поручению судебных органов и прокуратуры, проверяя оценки других оценочных компаний. Чем больше некомпетентных оценок, тем больше у нас возникает работы. В этом, отчасти, и есть смысл здоровой конкуренции.

 - В чем сложность оценки интеллектуальной собственности и, в частности, оценки товарных знаков?

- Основная сложность оценки имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности состоит в том, что все эти объекты понимаются и оцениваются с применением трёх областей знаний: технических, юридических и экономических. Например, патент или ноу-хау имеют техническое содержание, юридическую форму охраняемых прав исключительных и неисключительных, которые не следует между собой путать, и экономическое назначение. Причем знания в этих областях должны быть не поверхностными, а достаточно глубокими и подкрепленными значительными навыками применения. Поэтому междисциплинарность характера оценки интеллектуальной собственности – это первая значительная сложность, где оценщики с сугубо гуманитарным образованием почти всегда не компетентны, а технари, не обладают юридическими знаниями весьма обширного института интеллектуальной собственности. А те, кто обладает техническими и, дополнительно, юридическими знаниями, как правило, не владеют пониманием микро- и макроэкономики, поэтому не могут оценить эффект и рассчитать стоимость, особенно рыночную, где требуется знание всех подходов и методов.

Вторая сложность состоит в том, что почти вся интеллектуальная собственность оценивается через оценку бизнеса. Когда вы знаете, сколько стоит весь бизнес, вы можете достаточно обоснованно рассчитать стоимость каждого его актива. Это весьма сложная задача, которой даже матёрые оценщики бизнеса обычно не владеют, если им до этого специально не показали, как это делается. Но даже, когда оценщик может точно оценить стоимость каждого нематериального актива, включая права на объекты интеллектуальной собственности, он всё равно не может знать всю совокупность объектов, чтобы точно посчитать стоимость одного отдельного актива. Поэтому возникает третья, почти непреодолимая, сложность для оценщика.

Третья сложность состоит в том, чтобы грамотно провести инвентаризацию всех нематериальных активов (НМА) предприятия, чтобы точно знать все источники прибылей, доходов и денежных потоков. Эти источники мы называем эффекторами (источниками эффекта). Такую грамотную инвентаризацию, технология которой была разработана нами ещё в 1995 году, оценщики бизнеса провести не могут, потому что их этому не учили. Если они не изучили и не умеют применять технологию инвентаризации НМА и не имеют навыков её проведения, они всегда ошибутся в своих расчетах. Их оценку можно будет без особого труда опровергнуть при любом споре и, особенно, в суде. В некомпетентности проведения инвентаризации, как показывает практика судебных споров, лежат главные трудности тех, кто уже провел десять-двадцать оценок интеллектуальной собственности и пока не был уличен в некомпетентности.

Три вышеназванные проблемы оценки интеллектуальной собственности являются практически непреодолимым препятствием для 99 процентов, так называемых, оценщиков интеллектуальной собственности, имеющих, как правило, весьма однобокое первичное специальное и вторичное оценочное образование. Все компетентные оценщики на российском рынке – это бывшие или настоящие сотрудники нашего Института. За компетентность остальных мы пока не ручаемся.

Любые отчеты по оценке интеллектуальной собственности, включая оценку прав на товарные знаки, с которыми мы знакомимся в чужих отчетах, обладают явными или скрытыми дефектами. Соответственно, работы сотрудникам нашего Института СОИС хватает. Поэтому те, кто ищет оценщиков подешевле, весьма сильно рискуют, особенно, если ожидает получить большую стоимость своих нематериальных активов.

Читайте также
  • Евгений Скороходов

    Полагаю, что в качестве основной причины недооценки и (или) сложностей с оценкой интеллектуальной собственности я бы рискнул поставить скорее сам уровень нашего, являющегося индустриальным общества. Ведь уровень востребования нематериальных активов у нас существенно ниже чем в США или Европе. Недавно пересекал на автомобиле Пермский край. По 20-30 км. ни одного встречного автомобиля, придорожного фонаря, не говоря уже об населенных пунктах. Боюсь если где-то там написать на магазине Coca Cola никто никогда и не спросит владельца о наличии согласия со стороны правообладателя. Многие до сих пор смотрят на товарный знак, как на диковинку. Был бы спрос на товарные знаки, как на электричество, все указанные в статье проблемы давно растворились в истории. Потому рынок оценщиков и представлен по сути 1 уважаемым на рынке институтом. Как Вы считаете, уважаемые коллеги?

    • В Европе тоже мало таких специалистов, и дело тут не в спросе, основная сложность оценки брендов, указанная в статье носит интернациональный характер. Важно понимать это при выборе оценщика, чтобы не стать несчастным обладателем отчета, который будет признан недействительным при первом же столкновении с противоположными интересами.

  • Евгений Скороходов

    Полагаю, что в качестве основной причины недооценки и (или) сложностей с оценкой интеллектуальной собственности я бы рискнул поставить скорее сам уровень нашего, являющегося индустриальным общества. Ведь уровень востребования нематериальных активов у нас существенно ниже чем в США или Европе. Недавно пересекал на автомобиле Пермский край. По 20-30 км. ни одного встречного автомобиля, придорожного фонаря, не говоря уже об населенных пунктах. Боюсь если где-то там написать на магазине Coca Cola никто никогда и не спросит владельца о наличии согласия со стороны правообладателя. Многие до сих пор смотрят на товарный знак, как на диковинку. Был бы спрос на товарные знаки, как на электричество, все указанные в статье проблемы давно растворились в истории. Потому рынок оценщиков и представлен по сути 1 уважаемым на рынке институтом. Как Вы считаете, уважаемые коллеги?

  • В Европе тоже мало таких специалистов, и дело тут не в
    спросе, основная сложность оценки брендов, указанная в статье носит
    интернациональный характер. Важно понимать это при выборе оценщика, чтобы не
    стать несчастным обладателем отчета, который будет признан недействительным при
    первом же столкновении с противоположными интересами.