Интервью с Б.Б. Леонтьевым Генеральным директором Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (ЗАО «СОИС»)
- Борис Борисович, какие существуют технологии и особенности управления средствами индивидуализации, правами на товарные знаки?
- Когда мы говорим об управлении правами на товарные знаки или на другие объекты интеллектуальной собственности, мы должны точно знать цели управления. Чаще всего, управление правами на товарные знаки строят с целью наращивания их стоимости и в целом рыночной стоимости компании. Здесь сразу же отметим, что известные рейтинговые оценки брендов, стимулирующие вложения денег в рекламу, не имеют никакого отношения к реальной рыночной стоимости прав на известные и малоизвестные товарные знаки. Поэтому те, кто хочет знать рыночную стоимость своих нематериальных активов и, в частности, товарных знаков, не должны обращаться в рейтинговые оценочные компании, чтобы не иметь в будущем проблем с налоговыми органами и споров с опровержением стоимости таких НМА. Рейтинговый бизнес – это другой бизнес, который строится на примитивной и очень поверхностной массовой оценке. Оценка рыночной стоимости интеллектуальной собственности, вряд ли, когда-нибудь будет массовой, поскольку все интеллектуалы и продукты их творчества всегда были, есть и будут уникальными. В каждом случае необходим индивидуальный подход.
Самой распространенной технологией управления стоимостью прав на товарные знаки является франчайзинг (или коммерческая концессия). Учебники, пособия и брошюры на эту тему рассказывают, как продвигать товар на рынок, но не объясняют, как наращивать стоимость прав на товарные знаки и компании в целом. Товар вы можете продвигать, сколько угодно времени, но стоимость прав на ваш товарный знак может от этого не расти и даже падать. Наращивание стоимости – это особые технологии.
К технологиям наращивания стоимости также относится венчур, который в нашей стране не понимают даже те, кто им официально занимается, тратя попусту огромные бюджетные средства. Венчур – это системное выращивание, прежде всего, самого бизнеса. Он эффективен только как частный. Государственный венчур – это нонсенс. Существуют и другие технологии управления стоимостью нематериальных активов. Но самая большая проблема в любом управлении – это подбор компетентной команды специалистов. Там, где собираются друзья и старые знакомые, там эффекта не ждите, у них иные цели.
- Существует ли необходимость сертификации нематериальных активов, объектов интеллектуальной собственности, товарных знаков, других средств индивидуализации?
- Реально существует. Это потребность возникает там, где идут большие инвестиции и инвестору важно знать, во что он вкладывает деньги, насколько эффективно они будут использованы, или есть ли вообще смысл инвестировать свой капитал в конкретное высокотехнологичное предприятие или в высокотехнологичный проект.
Такая услуга, которую мы оказываем уже более 20 лет, пока редкая, но она весьма перспективная. Технология сертификации похожа в некотором смысле на инвентаризацию, но здесь выделяется ценность каждого актива и выявляются права и экономические претензии тех, кто за ними стоит. В частности, сертификация показывает и размер затрат на привлечение конкретных объектов интеллектуальной собственности в данный проект со стороны, сколько объектов, насколько они защищены от посягательств конкурентов, сколько они стоят и каковы вознаграждения тех, кто вкладывает свои интеллектуальные инвестиции. После этого инвестор принимает окончательные решения по инвестициям. Если бы Михаил Прохоров до вложения своих средств в программу создания «Ё-мобиля», обратился бы в наш Институт СОИС за консультацией или за инвентаризацией прав по проекту, то мы помогли бы ему сэкономить миллиард рублей теперь уже потерянных средств.
Все высокодоходные мероприятия в стране должны были бы проходить у нас через нашу сертификацию, которая бы подтвердила или опровергла их высокую доходность. Так нам, в свое время, московскими налоговыми чиновниками было отказано в проведении сертификации источников доходности в «МММ», в Пенсионных фондах, некоторых других высокодоходных компаниях, собиравших в тот период у населения огромные средства. В результате отказа нам со стороны чиновников в проведении такой сертификации в России полностью подорвано доверие населения к фондовому рынку. Люди не хотят покупать акции, и средства населения не работают на нашу экономику, хотя до сих пор лежат в «чулках», а также в банках под небольшие проценты.