Обзор новых правил регистрации товарных знаков.

Интервью с главным научным сотрудником Федерального института промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) Светланой Горленко

- Светлана Антоновна, приказом Минэкономразвития №482 от 20 июля 2015 года утверждены новые правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков. Кардинально ли изменился порядок подачи заявок, и на что необходимо обратить особое внимание заявителей?

— На Роспатент возложено предоставление государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного  знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов.

В целях реализации этой государственной услуги подготовлен пакет новых нормативных правовых актов в области товарных знаков (далее — НПА).

Одним из НПА, входящих в этот пакет, являются Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (далее — Правила).

Гражданский  кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) детально не регулирует порядок подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака. Этот порядок прописан в Правилах и не претерпел кардинальных изменений по сравнению с порядком, который был установлен Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания 2003 г.,  применявшимися и после введения в действие Кодекса  в 2008 г. в части, не противоречащей Кодексу (далее — Правила 2003 г.).

В Правилах имеются положения, на которые следует обратить внимание заявителей, поскольку, в первую очередь, они отвечают их интересам.

Примерами таких положений являются положения, касающиеся

— расширения возможностей для подачи заявок и сокращения сроков доставки корреспонденции не только путем личного обращения  заявителя непосредственно в окно приема документов в Роспатенте или отправления заявки по почте или факсом, но и путем подачи заявок в электронной форме с использованием официальных сайтов в информационо-телекоммуникационной сети «Интернет» Роспатента, ФИПС или федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных (муниципальных) услуг (функций)», а также касающиеся ведения переписки с Роспатентом на основе использования так называемого «личного кабинета»;

— подробных и четких указаний документов, которые должны и которые могут прилагаться к заявке, заявлению, ходатайствам, позволяющих при соблюдении заявителем этих указаний избежать направления экспертизой запросов, что, в конечном счете, служит рассмотрению заявки в установленные НПА сроки;

— нового (более прозрачного) порядка уплаты пошлин за осуществление административных процедур, связанного с созданием единой государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Упомянутый порядок направлен, с одной стороны, на исключение злоупотреблений со стороны заявителей и не позволяет Роспатенту требовать от них представления документа, подтверждающего уплату пошлины, а, с другой стороны — является для заявителей более удобным, так как дает возможность производить уплату пошлин после подачи заявки.

Внимание заявителей может быть также обращено на положения Правил, относящиеся к экспертизе заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений,  некоторые из них основаны на изменениях, внесенных в статью 1483 Кодекса («Основания для отказа в регистрации товарного знака»).

Интерес при этом может вызвать, в частности, раскрытие

— доказательств факта приобретения обозначением различительной способности;

— критериев определения однородности товаров при проведении экспертизы по относительным основаниям для отказа;

— возможности отнесения обозначения к способному ввести потребителя в заблуждение, когда действия по его регистрации и использованию признаются в установленном законодательством порядке актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом.

— Как изменились порядок и срок рассмотрения заявки, сроки представления документов?

— Порядок рассмотрения заявки, прописанный в Правилах, не претерпел кардинальных изменений по сравнению с порядком, который был установлен в ранее применявшихся Правилах 2003 г. Вместе с тем, в Правилах более четко прописана последовательность административных действий, относящихся к рассмотрению заявки: прием заявки, публикация сведений о ней в официальном бюллетене Роспатента, экспертиза (формальная и экспертиза заявленного обозначения), запросы о представлении дополнительных материалов, без которых невозможно проведение экспертизы, условия признания заявки отозванной, продление срока запрашиваемых материалов, восстановление срока ответа на запрос дополнительных материалов, принятие решений по результатам экспертизы заявленного обозначения о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его государственной регистрации.

При этом для осуществления упомянутых действий в Правилах содержатся конкретные сроки. Например, в случае отказа в приеме Роспатентом заявки заявителю направляется в течение пяти дней с даты поступления заявки соответствующее уведомление; для представления дополнительных материалов при проведении экспертизы — три месяца со дня направления запроса; для уплаты пошлины за осуществление соответствующих действий — два месяца со дня направления уведомления;

Что касается сроков, связанных с рассмотрением заявки, то они установлены Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов (утвержден Приказом Минэкономразвития России №483 от 290.08.2015 г., вступил в силу с 12.09.2015 г.).

Согласно Регламенту максимальный срок по проверке соответствия заявленного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения требованиям законодательства Российской Федерации составляет 12 месяцев со дня приятия заявки к рассмотрению по результатам формальной экспертизы.

Возможны отдельные случаи увеличения этого срока (например, при направлении запросов или уведомлений по результатам проверки соответствия обозначения требованиям законодательства).

— Коснулись ли изменения интересов третьих лиц (лиц, представляющих согласия, предусмотренные п.6 ст. 1483 ГК РФ, лиц, обращающихся в соответствии с п.1 ст. 1493 ГК РФ)?

— В Правилах прописаны положения, которые затрагивают интересы третьих лиц.

Эти положения связаны, в частности, с представлением согласий, предусмотренных абзацем пятым п.6 статьи 1483 Кодекса. Данная норма Кодекса допускает регистрацию в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с ранее зарегистрированным товарным знаком, при наличии согласия правообладателя.

Практический интерес представляет то, что в Правилах содержится раскрытие содержания соответствующего согласия (письма-согласия), которое составляется в письменной произвольной форме с указанием даты составления, скрепляется подписью и печатью (при наличии). В письме-согласии должны быть указаны: лицо, выдавшее согласие, лицо, которому оно предоставлено, обозначение, в отношении которого предоставляется согласие и его описание, перечень товаров, для которых выдано согласие.

Аналогичный подход к предоставлению согласий просматривается в Правилах в связи с новым пунктом 10, внесенным в статью 1483 Кодекса. Содержащееся в нем положение устанавливает запрет на регистрацию обозначений, элементами которых являются охраняемые средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты авторского и личного неимущественного права, без наличия соответствующих согласий, предусмотренных Кодексом.

Интересы третьих лиц, затрагиваются также рядом других положений Правил, основанных на изменениях, внесенных в Кодекс.

К ним, к примеру, относятся положения пункта 1 статьи 1493, дающие право любому лицу представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям Кодекса.

В развитие данной нормы и пункта 1 статьи 1499 в Правилах прописано положение, обязывающее экспертизу учитывать доводы третьего лица о несоответствии обозначения требованиям Кодекса.

Представляется, что проведение мониторинга использования новых НПА по товарным знакам, в том числе Правил, позволит к концу 2016 г. оценить содержащиеся в них положения, в частности, степень эффективности влияния на результаты экспертизы обращений третьих лиц.

 

Читайте также