Блокчейн для брендов.

16 и 17 апреля 2018 года в Москве в Центре международной торговли состоялась международная конференция «Цифровая трансформация: интеллектуальная собственность и блокчейн-технологии».

Мероприятие было организовано Всемирной организацией интеллектуальной собственности, БРИКС, Роспатентом и Агентством интеллектуальной собственности «Симонов и партнеры».

Открывая конференцию, руководитель Роспатента Григорий Ивлиев отметил не только вызовы, которые ставит перед мировым патентным сообществом стремительное развитие новых технологий, но и возможности их использования, например, для администрирования прав интеллектуальной собственности.

Директор ФИПС Юрий Зубов, выступая  на секции №2  «Умный патентный офис», указал на перспективы искусственного интеллекта и big data для экспертизы заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, и возможности распределенных реестров для оборота исключительных прав.

Перспективы использования блокчейна для упрощения процедуры перехода прав на объекты интеллектуальной собственности, включая товарные знаки, а также на возможность исполнения лицензионных договоров и франшизы с помощью смарт-контрактов отмечали многие спикеры конференции.

Секция № 3 была посвящена технологиям защиты от киберсквоттинга, брендсквоттинга и контрафакта.

Первый выступающий – Иван Мелехин, представитель Positive Technologies, развеял миф об абсолютной безопасности блокчейн-технологий и надежности смарт-контрактов. Его поддержал Дмитрий Афанасьев, координатор экспертного совета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, добавив, что монетизация смарт-контрактов возможна только в криптовалюте.

Андрей Высоцкий, эксперт комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли, предложил создание единого реестра товарных знаков и доменных имен для противодействия киберсквоттингу — недобросовестному захвату доменных имён, содержащих чужой бренд.

Евгений Павлов, представитель EXONUM, и Александр Сергеев, партнер CRYPSIS.GROUP, рекомендовали использование приватного блокчейна в поставках товаров для борьбы с контрафактом и фальсификатом. Если действия каждого участника логистической цепочки будут сопровождаться соответствующей транзакцией в распределенном реестре, а товары снабжаться цифровой меткой (RFID, QR или штрих-кодом), то конечному потребителю станет доступна любая информация о товаре, включая производителя, сроки и условия хранения и др.

Многие спикеры конференции указывали на недостатки правового регулирования цифровой сферы, как на сдерживающий фактор использования современных технологий, в связи с чем неоднократно были упомянуты  внесенные в Госдуму поправки в ГК РФ закрепляющие понятия «цифровые права», «цифровые деньги», «автоматизированное исполнение обязательства» (смарт-контракт) и «самостоятельные данные» (big data).

Читайте также