Залог бренда

Комментарии от самого активного залогодержателя

Залог исключительного права на товарный знак подлежит государственной регистрации и при несоблюдении требования о государственной регистрации считается несостоявшимся. Государственную регистрацию осуществляет Роспатент. По данным, представленным Роспатентом, за предыдущие три года в ведомство поступило всего 149 заявлений о регистрации залога товарных знаков, а самым активным залогодержателем является Сбербанк России. Пресс-служба банка представила ответы на вопросы Brand Lawyer.

- Какими преимуществами должен обладать товарный знак, под залог которого возможно получить кредит в Сбербанке? Имеет значение его известность, объемы продаж маркируемой знаком продукции, наличие лицензионных договоров, договоров франчайзинга? Какие ограничения по данному предмету залога?

- Товарные знаки рассматриваются банком как залоговое обеспечение по большей части в составе активов предприятий при залоге бизнеса (акций) и реже как самостоятельный залоговый актив. Нельзя сказать, что это массовый вид залога, поэтому какие-либо формализованные требования в части объема маркируемой продукции, наличия договоров франчайзинга и т.п. при принятии решения о залоге пока не внедрены. Все существенные факторы учитываются индивидуально при оценке рыночной стоимости подобного актива. Также в обязательном порядке проводится анализ отсутствия правовых ограничений как на обременение актива залогом, так и на возможность последующего обращения взыскания в случае дефолта заемщика.

- Представленные нам Роспатентом данные свидетельствуют об очень незначительном ежегодном увеличении количества регистрируемых залогов товарных знаков. Почему залог брендов пока достаточно редко используется банками? Какие проблемы у данного способа обеспечения кредитных обязательств? 

- Данный вид залога пока не очень распространен в силу того, что практика обращения взыскания и реализации товарных знаков носит единичный характер и банки просто опасаются работать с незнакомым залогом. Очень непростой является задача оценки рыночной стоимости товарного знака, необходимо привлечение специалистов высокой квалификации. Достаточно сложно прогнозировать обесценение такого актива в ситуации дефолта и прекращения бизнеса и т.д. Тем не менее, по мере развития и укрепления отечественных брендов товарные знаки будут чаще использоваться в качестве залогов, обеспечивая своим собственникам более гибкие кредитные возможности.

Читайте также