СОВЕТЫ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ И ФРАНЧАЙЗЕРОВ

Интервью с Екатериной Сойак, генеральным директором EMTG, организатором выставки франшиз BUYBRAND Expo, членом совета директоров Российской ассоциации франчайзинга.

- Екатерина, сейчас франчайзинг очень популяризируется среди малого и среднего бизнеса, как облегченный вариант старта. Вы с 2003 года занимаетесь организацией выставки франшиз BUYBRAND Expo, с 2005 по инициативе EMTG образовано сообщество для участников франчайзинговых систем BUYBRAND CLUB, вручаете премию в области франчайзинга и партнерского бизнеса  GOLDEN BRAND, накопили огромный опыт в этой сфере. Как считаете, любой предприниматель сможет стартовать и работать по франшизе или нужно обладать какими-то определенными качествами?

- Проще сказать, какими качествами он не должен обладать. Не нужна излишняя креативность. Очень творческим людям тяжело во франчайзинге, так как этот бизнес сильно стандартизирован. Свои креативные изменения франчайзи сможет вносить, уже проработав в системе долгое время и поняв ее. Только тогда франчайзер будет готов рассмотреть какие-то предложения и пожелания своего франчайзи. Но, как правило, это уже отработанная система со своими стандартами. Поэтому излишне креативным людям лучше заниматься своим собственным бизнесом. Во всем остальном требуются предпринимательские навыки, как и везде. Франчайзинг – это предпринимательство, как не крути.

- Если предприниматель осознал, что ему подходит бизнес по франчайзингу, какие советы Вы дадите при выборе франшизы?

- Подготовка к покупке франшизы должна состоять из двух больших блоков. Первый – это проверка франчайзера. Что за компания, как давно она на рынке, какие люди ею управляют и какая у них репутация, сколько лет и какими бизнесами они занимались.  Эти вопросы необходимо не полениться и выяснить заранее, инструменты для этого есть.

Второй блок – это общение с действующими франчайзи. Его значение трудно переоценить, люди, уже купившие франшизу и работающие с вашим потенциальным франчайзером, могут рассказать, выполнены ли обещания, которые  он давал до покупки-продажи франшизы, оправдались ли их ожидания с точки зрения прибыльности, с точки зрения обещанной франчайзером поддержки маркетинговой, консалтинговой и так далее. А если получится найти бывших франчайзи системы, тех, которые закрыли по какой-то причине свои точки – это будет кладезь информации! Таких найти сложнее, но есть добросовестные владельцы франшиз, которые расскажут вам о неуспешных проектах,  закрытых франшизах, и предоставят контакты для общения. Залог успеха во франчайзинге – это открытость и партнерские отношения. Если изначально закладывать недобросовестный подход к партнеру, то далеко не уехать.

- А что посоветуете будущим  франчайзерам? У компании готовой начать масштабировать свой бизнес, разрабатывать франшизу тоже много рисков.

- Потенциальный франчайзер должен понимать, что франчайзинг для него  – это не манна небесная и не палочка-выручалочка, особенно во время кризиса. Это тяжелая, серьезная работа. К управлению собственным бизнесом, добавляется постоянный контроль и забота о точках франчайзи. Когда их небольшое количество, контролировать можно «ручным» способом. Когда точек становится все больше и больше, тогда нужно иметь определенные технологии управления и контроля, в первую очередь, контроля качества. Особенно при продаже по всей России и большой удаленности контроль качества товаров или услуг франчайзи необходим, чтобы последние не обесценили твой бренд или не открыли по соседству похожую точку с похожим брендом. А с интеллектуальной собственностью возникают постоянные проблемы. Выходить на рынок франчайзинга нужно с пониманием, что это тяжелый труд, и необходима серьезная подготовка. Она не стоит «три копейки», хотя сегодня в интернете можно встретить предложения о создании франшизного пакета за 350 000 рублей, который сделает тебя миллиардером и позволит, отдыхая на Сейшелах получать роялти со своих франчайзи. Это неправда и очень большой риск! При таком подходе франчайзер может вообще все потерять. Подходить к разработке франшизы нужно осознанно. Определиться в том, что ты будешь продавать помимо своего бренда, репутации и, возможно, хорошего продукта. Необходимо прописать все бизнес-процессы, создать готовый рецепт роста бизнеса, который будут получать твои франчайзи. Конечно, очень много рисков, и к ним надо быть готовым. Далеко не каждая, даже успешная корпоративная сетка, может стать успешным франчайзером.

Читайте также