Частное мнение
Практически любой бизнес в процессе своего развития, а зачастую и на фазе его создания, приходит к осознанию необходимости создания и защиты товарного знака или, в соответствии с принятым в большом числе стран наименованием, торговой марки.
Зачастую российский бизнес в этой ситуации осуществляет регистрацию торговой марки в России, поскольку ориентирован, прежде всего, именно на защиту такой марки на территории основного места ведения деятельности. И до определенного момента этого действительно достаточно. Однако очень часто бизнес разрастается до такого уровня, когда может предлагать своим партнерам франшизу и разрешать использовать свою торговую марку при соблюдении партнером определенных условий; именно в этот момент у владельца товарного знака появляются дополнительные налоговые обязательства, связанные с уплатой налогов от роялти – платежей по лицензионному договору. Так уж случилось, что дополнительные налоги платить не любит никто, и бизнес начинает задумываться, каким образом этого можно избежать. Тут стоит отметить, что в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, утаить факт заключения лицензионного договора крайне сложно, поскольку договор в обязательном порядке подлежит государственной регистрации в Роспатенте. Конечно, выход из этой ситуации есть и, необходимо подчеркнуть, выход абсолютно законный.
Речь в данной статье пойдет о Кипре и использовании кипрских компаний, как владельцев торговых марок. Безусловно, после кризиса 2012-2013 годов доверие к Кипру немного подорвано, но, по моему мнению, к настоящему моменту Кипр полностью оправился от кризиса и вновь предстал перед бизнесом, как одна из удобнейших юрисдикций для законного налогового планирования, в том числе и для регистрации и охраны торговых марок.
Итак, в чем же преимущество регистрации товарного знака на Кипре, регистрации товарного знака в России на кипрскую компанию или перевод существующего товарного знака с российской компании на кипрскую? Для многих наших соотечественников Кипр не только излюбленное место отдыха, но и прекрасная юрисдикция для ведения бизнеса. Ставки налогообложения на Кипре, по сравнению с Россией, очень низкие, давайте разберем именно на примере кипрских компаний, являющихся владельцами товарного знака. Совсем недавно Кипр провел масштабную реформу в сфере интеллектуальной собственности, результатом которой стало следующее: отныне кипрским компаниям, являющимся владельцем товарного знака, предоставляется налоговый вычет в размере 80% от дохода в виде роялти, полученного из любой точки мира. Что это означает? Давайте разберем на конкретных цифрах:
Компания «А», зарегистрированная в соответствии с законодательством Кипра, являющаяся владельцем торговой марки «ROMASHKA», которая подлежит защите на территории Российской Федерации и Украины, передает право на использование торговой марки российской компании «Б» и украинской компании «С». В соответствии с условиями лицензионных договоров, компании «Б» и «С» выплачивают компании «А» роялти в размере 50 000 Евро ежегодно каждая. Таким образом, налоговая база компании «А» составляет 100 000 Евро. При этом у компании есть прямые затраты, связанные с товарным знаком, допустим, компания «А» приобрела этот товарный знак за 20 000 Евро у другой компании, данные затраты уменьшают налогооблагаемую базу до 80 000 Евро. Применяя налоговый вычет в размере 80%, мы получаем итоговую налогооблагаемую базу в размере 16 000 Евро. Как вы знаете, ставка корпоративного налога на Кипре составляет 12,5% и на данном конкретном примере сумма отчислений в бюджет Кипра составит всего 2 000 Евро. При этом не стоит забывать, что при использовании такой схемы компании лицензиаты имеют законное право уменьшить свою налогооблагаемую базу на сумму уплаченных роялти.
Помимо описанного, преимуществом Кипра также является низкая стоимость обслуживания компании, относительная простота регистрации товарного знака и возможность использования полноценного номинального сервиса. Кроме того, при необходимости, учредителем Кипрской компании может быть иное юридическое лицо, например, налоговая гавань, в таком случае ставка налогообложения может быть дополнительно снижена иными законными методами.
Стоит отметить, что Кипр является участником, как Мадридского соглашения, так и Мадридского протокола, что очень удобно при необходимости подачи заявки на международную защиту торговой марки.
Резюмируя вышесказанное, находим три ключевых преимущества, почему стоит выбрать Кипр в качестве юрисдикции правообладателя торговой марки (товарного знака):
1) 80% вычет от доходов, полученных в виде роялти, со всего мира;
2) Возможность установить в качестве акционера иное юридическое лицо;
3) Участие Кипра в Мадридском соглашении и Мадридском протоколе.