Упаковки конфет «Африка» сходны до степени смешения с упаковкой «Левушка» и вводят потребителей в заблуждение. Основными доказательствами по делу были заключения на основе социологических исследований, подготовленные экспертами МГУ, Фонда «ВЦИОМ», Аналитического центра Юрия Левады и Лаборатории социологической экспертизы ИС РАН.
Заявители (ООО «Кондитерская фабрика «Славянка», ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» и АО «Славянка-люкс») посчитали недобросовестной конкуренцией действия Ответчика (ОАО «Би-энд-Би») – введение в оборот конфет «Африка», этикетки которых сходны до степени смешения с серией конфет «Левушка». Для подтверждения своей позиции Заявители представили заключение, подготовленное по результатам социологического опроса Лабораторией социологической экспертизы Института социологии РАН. Согласно собранным данным, значительная часть потребителей (44%) полагает, что конфеты в упаковках «Африка» и Левушка» производит одна компания.
Ответчик посчитал претензии Заявителей беспочвенными, а выводы заключения Лаборатории социологической экспертизы ИС РАН – недостоверными. Чтобы добавить весомости своему суждению, Ответчик обратился за рецензией на исследование к доктору социологических наук, зав. кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. На взгляд рецензента, порядок демонстрации карточек с этикетками конфет повлиял на мнение потребителей, поэтому результаты опроса являются случайными и, следовательно, недостоверными, а значит не могут быть использованы для оценки наличия или отсутствия сходства до степени смешения.
По ходатайству Ответчика на заседании Комиссии ФАС выступил заведующий Лабораторией социологической экспертизы Института социологии РАН, кандидат социологических наук Батыков И. В. Он представил дополнение к заключению – отчет о проведении методического эксперимента, в ходе которого было проверено, влияет ли порядок расположения изображений конфет в демонстрационных материалах на распределение ответов респондентов. Результат подтвердил, что от перестановки карточек мнение потребителей существенно не меняется.
Эту оценку поддерживают эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения (Фонд «ВЦИОМ») и Аналитического центра Юрия Левады, которые подготовили отзывы на заключение Лаборатории социологической экспертизы. Анализ не выявил нарушений научно-методических правил, использованная методика исследования позволяет получить представительные результаты, которые можно использовать для принятия обоснованных решений.
Комиссия ФАС оценила доказательства и пояснения специалиста, на основе которых пришла к выводу, что введение в оборот конфет «Африка» с использованием оформления, сходного до степени смешения с продукцией Заявителей, вводит потребителей в заблуждение в отношении производителя.
Лаборатория социологической экспертизы благодарит за сотрудничество ГК «Славянка» и лично директора по корпоративным вопросам Певко Марию Анатольевну.
Решение ФАС.
Введение потребителей в заблуждение.
Сходство до степени смешения.
Программа бесплатных услуг.
Защита интеллектуальной собственности.