Значение социологических опросов в спорах о брендах


Интервью с И.В. Батыковым заведующим Лабораторией социологической экспертизы Института социологии РАН

Иван Владимирович Батыков, кандидат социологических наук, сертифицированный эксперт по стандартизации, дипломированный специалист в области защиты интеллектуальной собственности. Автор более 30 научных публикаций в области прикладной социологии, социологической экспертизы, защиты интеллектуальной собственности и методов социологических исследований. Иван Владимирович принимал участие более чем в ста исследованиях в области экспертизы интеллектуальной собственности, конкуренции, рекламы и СМИ, проводившихся Институтом социологии РАН. Стаж его работы в области социологических исследований составляет более 10 лет.

- Иван Владимирович, ваша Лаборатория специализируется на подготовке доказательной базы в области защиты интеллектуальной собственности. В какие органы ее можно представлять?

— Представлять результаты социологической экспертизы можно в любые органы, однако чаще всего в ФАС, СИП, Роспатент, арбитражный суд и суды общей юрисдикции. Также наши исследования используют для внесудебного или досудебного урегулирования (обоснование позиции) или при переговорах с министерствами.

Приведу пример, как работают результаты наших исследований. Компани Жерве Данон подала возражение в ППС против регистрации комбинированного товарного знака «BIO MAX», потому что посчитала композиционное размещение элементов и цветовую гамму на этикетке сходными до степени смешения со своим обозначением «АКТИВИА». Но в ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство респондентов хорошо различает как товарные знаки «BIO МАХ» и «АКТИВИА», так и упаковки йогуртов, маркированные обозначениями. В итоге ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» сохранил охраноспособность этикетки товарного знака «BIO MAX». Заключение Роспатентна есть на нашем сайте.

- А по каким делам?

— По тем, где важно мнение потребителей. А как иначе определить сходство до степени смешения, введение в заблуждение, соответствие общественным интересам? Хотя существует позиция ВАС РФ, согласно которой, например, вопрос о сходстве обозначений может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя, так как не требует специальных познаний, все же оценка отдельно взятой личности (даже если это опытный судья или эксперт) может сильно отличаться от массового восприятия.
Не так давно была громкая история с регистрацией товарного знака «Володя и медведи», Роспатент отказывал в регистрации, потому что усматривал в названии намек на руководителей страны. Дело тогда дошло до ВАС. Мы провели опросы, оказалось, потребители чаще воспринимают такое обозначение как сказочное (не только, конечно). ВАС с этим согласился — знак зарегистрировали. Подробнее о деле можно прочесть на нашем сайте.
Другое сложное дело — доказательство различительной способности обозначения «Полугар». Истец настаивал на сносе правовой охраны товарного знака, мотивируя свое заявление тем. что слово представляет собой название хлебного вина. Но правообладатель представил копии страниц Свода законов Российской Империи с 1827 по 1864 гг.; копии актов в области производства и реализации алкогольной продукции, включая ГОСТы; копии страниц из словарей и энциклопедий; нотариально заверенные результаты поиска в интернете; письмо ГНУ ВНИИПБТ Россельхозакадемии, подтверждающие, что слово полугар перестало использоваться в официальных документах с 1864 г. А Лаборатория провела исследование, в ходе которого выяснилось, что 93% опрошенных профессионалов алкогольного рынка — сомелье и барменов — раньше не слышали слово полугар в значении хлебного вина. Из оставшихся 7% респондентов подавляющее большинство (77%) ассоциирует «Полугар» с алкогольной продукцией правообладателя товарного знака. Короче, общепринятый в прошлом термин стал фантазийным словом в настоящем. И доказать это иначе, как без опроса. невозможно. Кстати, правообладатель сохранил за собой товарный знак «Полугар», другие интересные подробности в материалах дела.

- Как Вы оцениваете значение социологического исследования для исхода дела?

— Если экспертиза проведена одним из четырех лидеров рынка социологических услуг (к числу которых как раз относится наша Лаборатория), вероятность успеха возрастает до 71%. И наши показатели даже несколько выше. Подробнее можно прочитать здесь или в журнале Копирайт.

- На каких этапах рассмотрения споров могут быть представлены результаты социологических исследований? 

— Ответ зависит от конкретного дела. Но чем раньше, тем лучше, потому что решения принимают люди. И если у них уже сформировалась оценка ситуации, то изменить ее с помощью любых доказательств сложнее, чем в начале рассмотрения дела.

- И в связи с этим, на какой срок подготовки социологического исследования в вашей лаборатории может рассчитывать заказчик?

— Рекорд — одиннадцать дней, но это происходит за счет сокращения общения с заказчиком, а значит, есть риск, что какие-то детали будут упущены, исследование не принесет максимальной пользы. Оптимальный срок для стандартных случаев — 1,5 месяца.

- Сформировался ли на Ваш взгляд рынок услуг по проведению социологических исследований? 

— Сколько лет защите интеллектуальной собственности в России? Она еще в юношеском возрасте. И хотя рынок социологических услуг сформировался, но он еще будет трансформироваться под влиянием практики.

- Какие требования предъявляются к исполнителю услуги, на что рекомендуете заказчику обращать особое внимание при выборе исполнителя?

— Стоит выяснить специализацию (занимается ли организация теми исследованиями, которые интересуют заказчика), узнать статус экспертной организации и получить представление об их опыте (о количестве выигранных дел, о клиентах и прочем). Этим список не ограничивается, параметров много. Подробнее можно ознакомиться на нашем сайте или в журнале «Мир юридической науки».

- Какие последствия недостоверности социологического исследования? 

— Для экспертной организации – утрата доверия и удар по профессиональной репутации. Для клиента – повысившийся риск проигрыша и напрасно потраченные деньги.