Мнение экс-заместителя генерального директора ОАО "Объединенные автомобильные технологии"
При разработке производителем стратегии противодействия контрафакту встает вопрос о выборе средств защиты своей продукции. Рассмотрим, какие сложности ожидают правообладателя в деле борьбы с контрафактом, на примере Группы ОАТ (Объединенные автомобильные технологии). Группа ОАТ производит и поставляет автокомпоненты всем основным автопроизводителям в России, часть своей продукции поставляет на вторичный рынок автокомпонентов России и стран СНГ.
До 2013 года все заводы, входящие в Группу, были представлены на вторичном рынке автокомпонентов под своими уникальными товарными знаками. В соответствии со стратегией развития Группы ОАТ были разработаны единые для всех заводов Группы ОАТ логотип и дизайн упаковки. Это позволило предложить рынку, начиная с 2013 года, всю производимую номенклатуру под единым брэндом. На логотип и дизайн упаковки были немедленно поданы заявления о регистрации товарного знака и промышленного образца.
Вывод новой упаковки на рынок состоялся через три месяца после утверждения нового стиля упаковки и подачи заявки на регистрацию логотипа и дизайна упаковки в качестве товарных знаков и промышленного образца. Еще через месяц на рынке появился контрафакт в упаковке, схожей до степени смешения с новой упаковкой Группы ОАТ.
Группе ОАТ как производителю оригинальных автокомпонентов приходится иметь дело с четырьмя видами конкурирующих изделий:
1. изделия промышленного изготовления, схожие до степени смешения с оригинальной продукцией Группы ОАТ, с контрафактным клеймом на изделиях;
2. оригинальные изделия конкурирующих производителей, промышленного изготовления, в упаковке, схожей до степени смешения с оригинальной упаковкой Группы ОАТ;
3. изделия «no name», промышленного изготовления, в упаковке, схожей до степени смешения с оригинальной упаковкой Группы ОАТ;
4. бывшие в употребления оригинальные изделия и восстановленные кустарным способом.
Производится такая продукция в основном в Китае и ввозится в Россию, а также в России на небольших и разной степени легальности предприятиях. Причем зачастую автокомпоненты производятся на списанном оборудовании и оснастке, которые были выкуплены у производителя оригинала (этим, кстати, объясняться появление оригинального клейма на изделиях).
Группой ОАТ были рассмотрены и внедрены два возможных метода борьбы с контрафактной продукцией, поступающей в Россию и производимой в России, и ее вывода из оборота. Первый метод заключается во взыскании убытков за факты нарушения прав на интеллектуальную собственность и создании для производителя контрафакта дополнительных издержек, которые сделают производство контрафакта невыгодным. Второй метод заключается в доказывании несоответствия контрафакта обязательным техническим требованиям и изъятии товара с рынка как опасного для потребителя.
В условиях преобладающей доли контрафакта на вторичном рынке автокомпонентов с его миллиардными объемами противодействовать контрафактной продукции только средствами правовой охраны товарного знака дорого и непродуктивно. Кроме того, более года, в течение которого длилась регистрация товарного знака, использование этих средств было в принципе невозможно. Поэтому Группа ОАТ комбинирует оба метода.
В рамках первого метода правообладатель сообщает в ФТС сведения о своих правах. ФТС включает сведения о правах в таможенный реестр и в случае подозрений на нарушение права приостанавливает выпуск товара, о чем сообщает правообладателю. В реальности все оказывается не так радужно. ФТС останавливает выпуск автокомпонентов, по ее мнению, обладающих признаками контрафакта. Казалось бы, правообладатель может представить в ФТС «белый» список дилеров, в ком уверен и с кем работает, чтобы ФТС в отношении таких дилеров не принимала решения о приостановке выпуска. Но не исключена вероятность, что в какой-то момент дилер может оказаться вовлеченным в оборот контрафакта, поэтому составление «белого» списка может обернуться против производителя.
Кроме того, стоимость отдельной партии товара сравнительно невелика, от нескольких десятков тысяч рублей, что делает доступным закупку широкому кругу дилеров. Поэтому перечень дилеров, проводящих через себя товар на рынок, длинный и постоянно изменяется. В дальнейшем дилер перепродает автокомпоненты оптом, так товар может неоднократно переходить по цепочке. В какой-то момент следы товара теряются. Поэтому для правообладателя уверенно подтвердить в течение срока действия решения о приостановке выпуска товара (10 рабочих дней), что товар не нарушает его права правообладателя, оказывается весьма затруднительно.
Срок процедуры увеличивается, если правообладатель сочтет необходимым для подтверждения факта нарушения его прав обратиться в ФТС с заявлением об отборе пробы для проведения экспертизы товара. Экспертиза выполняется в собственной лаборатории завода-изготовителя, принадлежащего правообладателю. Стоимость экспертизы относится на счет правообладателя и никем не возмещается. При этом в случае разбирательства по факту нарушения прав правообладателя такая экспертиза не имеет силы, т.к. проведена заинтересованным лицом.
Как видно, при использовании механизма защиты своей интеллектуальной собственности путем включения сведений о правах в таможенный реестр есть риск на выходе создать некомфортные условия работы для дилеров. Дилеры могут принять решение перестать закупать оригинальный товар, что приводит к сокращению доли на вторичном рынке и ее замещению контрафактом.
В Группе ОАТ успешно применяется стратегия, направленная на физическое изъятие контрафакта с рынка. Служба безопасности совместно с правоохранительными органами выявляет точки производства и продажи контрафакта. Действуют целые производства и есть населенные пункты, экономика которых тесно связана с производством контрафакта (www.kommersant.ru/doc/2254696). Контрафакт обнаруживается при контрольных закупках, его перевозке, на производствах, причем изделия могли быть упакованы в упаковку, схожую до степени смешения с оригинальной и изготовленную явно промышленным способом. Но уголовные дела, несмотря на стоимость обнаруженного товара свыше 500 тыс.руб., не возбуждаются, т.к., по мнению полиции, поскольку на изделии в контрафактной упаковке отсутствует клеймо с товарным знаком группы ОАТ, ущерб правообладателю якобы причиняется только в размере стоимости изготовления упаковки! Поэтому распространители контрафакта оплачивают административный штраф за использование контрафактной упаковки, получают назад ранее изъятый контрафактный товар и продолжают его распространение. С такой практикой Группа столкнулась во всех регионах своего присутствия.
Чтобы избежать такого порочного правоприменения, итоги экспертизы контрафактного товара, проводимой на своих заводах-изготовителях, стали использоваться для возбуждения дел по фактам несоответствия контрафактной продукции обязательным техническим требованиям (второй метод). Дополнительно предъявляются требования, основанные на Законе защите прав потребителей. Подаются жалобы в Роспотребнадзор и ФАС на продавцов контрафакта в связи с введением потребителей в заблуждение относительно свойств безопасности и происхождения товара. Как правило, в ходе проведения комплекса таких мероприятий контрафакт арестовывается, передается на временное хранение правообладателю на завод-изготовитель, впоследствии, при соблюдении законной процедуры, уничтожается. Как видим, изначально поставленная задача – выводить контрафакт из гражданского оборота – достигается путем приложением адекватных усилий.
В заключение отметим, что в практике Группы ОАТ комплексный подход к борьбе с контрафактом оказался эффективным. Принимаются меры по правовой охране объектов интеллектуальной собственности, включению в таможенный реестр, выстроена работа с дилерами, возбуждаются дела по фактам производства и продажи опасных для потребителя товаров. Такой подход способствует сохранению и увеличению рыночной доли.