По материалам, представленным пресс-центром МВД России
Уголовная ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) предусмотрена статьей 180 Уголовного кодекса РФ.
Федеральным законом от 31.12.2014г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» в указанную статью были внесены изменения. Формулировка «незаконное использование товарного знака» изменена на «незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», а крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 250 тысяч рублей, тогда как в старой редакции данная сумма должна была превышать 1,5 миллиона рублей.
Статьями 150-151 Уголовно-процессуального кодекса РФ определена подследственность статьи 180 УК РФ. Уголовные дела по частям 1 и 2 указанной статьи возбуждает орган дознания ОВД (дознаватель), по части 3 – следователь внутренних дел.
Таким образом обращаться с заявлением о преступлении необходимо в органы внутренних дел (полицию).
Законодательство не ограничивает граждан относительно места обращения за защитой своих прав – подать заявление можно в любое подразделение полиции. Сообщение о происшествии может поступать в органы внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным видом связи, через форму обратной связи на интернет-сайте территориального органа внутренних дел, официальном сайте МВД России, а также через портал www.gosuslugi.ru. Заявитель вправе обратиться с заявлением в дежурную часть любого территориального органа МВД России либо к сотруднику органов внутренних дел, находящемуся при исполнении служебных обязанностей, любым из удобных ему способов и в любое время.
На основании поступившего обращения проводится проверка, по итогам которой принимается решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.
Потерпевшим необходимо предоставить правоустанавливающие документы на зарегистрированный товарный знак, желательно образец контрафактной продукции с проведенным правообладателем исследованием.
Необходимо различать контрафактную и фальсифицированную продукцию.
Контрафакция – это незаконное использование отдельными гражданами, организациями (фирмами) известных на рынке товарных и фирменных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение «дела» под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров.
А фальсификация – это действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющихся существенными для потребителя.
Понятие «контрафакт» и «фальсификация» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым – нарушение технологии производства.
Из этого следует, что контрафактная продукция одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной.