О помощи библиотекам от личных и корпоративных брендов

Интервью с генеральным директором Российской государственной библиотеки Дудой В.В.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО ИНТЕРВЬЮ

 - Вадим Валерьевич, с большим интересом мы узнали из материалов сайта Ленинки о том, что она связывает свою историю с частной коллекцией графа Николая Петровича Румянцева, которая была передана в двадцатые годы XIX века его братом Сергеем Петровичем «на пользу Отечеству и благое просвещение». И о том, что после переезда Румянцевского музея в Москву книжные фонды по призыву московского генерал-губернатора Павла Алексеевича Тучкова активно пополнялись москвичами. То есть можно сказать, что Российская государственная библиотека имеет почти двухвековой опыт взаимодействия с меценатами и дарителями? Возможно, эта традиция не пресекалась и в советский период?

— Действительно, библиотека начиналась с коллекции государственного канцлера Николая Петровича Румянцева. И это величайшая ценность.

К нам приезжает много гостей. Не всегда прогнозируется, кто может оказаться в Ленинке. Года три назад к нам случайно попал министр иностранных дел Мальты. Одним из документов, который вызвал большой интерес у него, был рапорт мальтийского морского офицера начала XVIII века о встрече с каперами Её Величества английской королевы. Документ попал к нам из коллекции Николая Петровича Румянцева. История остаётся на века.

Действительно, у нас очень славная история взаимодействия с попечителями. Она начинается с 1862 года, когда был открыт Румянцевский публичный музей в Москве, в доме Пашкова.

Призыв, наверное, был даже более высоким. Официально музей открылся 1 июля 1862 года. Но уже в мае к нам в гости приехала семья императора. Такой призыв к московской элите о необходимости помогать этому замечательному заведению оказался весьма значимым.

Румянцевский музей — первое публичное хранилище, и это была не только библиотека, но и музей изящных искусств. Мы когда-то проводили исследования и выяснили, что более 20 музеев в нашей стране так или иначе начинали свою историю с коллекции Московского Румянцевского музея.

В советское время, как вы уже сказали, история меценатов, попечителей и дарителей была не такой яркой. Но, тем не менее, даже в советские времена мы получали очень серьёзные подарки.

Наверное, одна из важнейших коллекций — собрание Рубакина.

Рубакин был библиофилом, очень известным библиотечным деятелем конца XIX века. После революции он уехал во Францию. Но он был настолько важен для интеллигенции того времени, что даже Надежда Константиновна Крупская во время его эмиграции поддерживала с ним контакт и спрашивала совета.

Мы получили коллекцию после его смерти, и это, конечно же, большой вклад. Так что эта история никогда не заканчивалась. Я уверен, что она никогда не закончится.

- А какой он — благотворитель сегодняшнего дня, на Ваш взгляд?

— Это очень интересный вопрос. У нас действительно достаточно много дарителей разных категории.

Я думаю, что во многом произошло изменение в мотивации. Наши современные партнёры не думают о выгоде. То есть дело не в том, что люди хотят получить возвратные инвестиции, снизить налоговую ставку или иметь какую-то иную материальную выгоду.

Если можно провести аналогию, то это люди, которые находятся достаточно высоко в пирамиде потребностей Маслоу. Им уже не нужны какие-то базовые потребности. На самом деле, дарители, меценаты, попечители сегодня — это люди очень высокого статуса, которые хотят оставить след в истории нашей страны. Я думаю, что это большая мотивация, и это очень хорошо.

- От кого больше помощи поступает — от юридических или физических лиц?

— Если говорить о финансовых поступлениях, то, конечно, корпоративные попечители дают значительно больше. Но, знаете, дело не только в деньгах. Нас очень хорошо поддерживает Министерство культуры, Правительство нашей страны.

Когда мы говорим о совете попечителей, то для нас это не только деньги, а может быть, даже не столько деньги. Это опыт, интуиция, понимание, которые есть только у бизнеса, возможности и будущие актуальные тренды.

Для Ленинки очень важно уже сейчас работать над тем, чтобы создавать это будущее вместе с нашими попечителями. То есть это не только деньги, хотя, конечно, они всегда важны.

- Для физических лиц, за исключением общественных деятелей, огласка, возможно, не имеет значения. Юридическое лицо заинтересовано в обратном, ему необходимо позиционировать себя как социально ответственный бизнес, повышать лояльность к своему бренду. Есть ли от юридических лиц запрос на возможное освещение или подтверждение их благотворительной помощи? Что Ленинка в связи с этим готова предложить своим меценатам?

— У нас есть как минимум три уровня, если можно так сказать, благотворителей. Такой будет общий термин.

Первый уровень — совет попечителей. Это очень небольшой круг. Буквально четыре-пять участников.

Все эти участники — люди, которым уже не надо ничего доказывать. Им не нужна публичность. Всё уже давно сделано, доказано. То есть это не требует какого-то яркого освещения.

Наши совместные дела и проекты должны говорить сами за себя. Они должны быть такими же выдающимися, как Ленинка — крупнейшая и лучшая библиотека в мире. Наши проекты обязаны соответствовать этому уровню.

Следующий уровень — это меценаты, наши коллеги, которые поддерживают определённые проекты. Например, реставрацию книг. Оказалось, что это интересует многих. Очень многие хотят оставить свой след, поддержав реставрацию книг, которые будут доступны будущим поколениям.

Выглядит это так: редкая книга после реставрации помещается в коробку из бескислотного картона. Она будет доступна ещё несколько сотен лет всем читателям. На коробке будет отмечено, благодаря кому эта книга сохранена.

2I0A0012-12I0A0063-1

И, конечно, есть уровень партнёров, поддерживающих определённые мероприятия. Например, Всероссийскую акцию «Библионочь». Мы получаем большую поддержку от нескольких корпораций, чтобы сделать её яркой и по-настоящему всероссийской.

Так что у нас три уровня: совет попечителей — небольшой круг людей, уровень меценатов, которые поддерживают конкретные проекты, и уровень спонсоров, оказывающих поддержку при проведении акций.

- Если развивать тему повышения лояльности потребителей к бренду, возможно, бизнес заинтересует «тематическая» благотворительность. Например, транспортные компании захотят финансировать реставрацию карт, юридическое сообщество — «Русскую правду»,  представители креативных индустрий — модные журналы и т.п. Как Вы считаете, может библиотека помочь подобрать проект под такой запрос?

— Вы очень точно угадали одно из направлений наших партнёрских инициатив. Книги не оставляют равнодушными почти никого.

Коллекция Ленинки — крупнейшая коллекция в мире. У нас действительно был опыт общения с транспортными компаниями. Например, одна из важнейших транспортная компания нашей страны, Российские железные дороги, оказала нам очень существенную поддержку.

02-2I0A3606-1 02-2I0A3588-1

Это десятки миллионов рублей, направленные на реставрацию и оцифровку коллекции карт и документов, связанных с историей железных дорог. Это большая коллекция, и красивая история. Мы гордимся этим и благодарны нашим коллегам. Думаю, что данная работа будет продолжаться.

Повышение лояльности — это успех. Что даёт Ленинка? Мы готовы обеспечить успешное воплощение проектов. Они обычно амбициозные, с национальным статусом и масштабом.

Поэтому на повышения лояльности к брендам наших меценатов это имеет самое непосредственное влияние.

Аудитория Ленинки — примерно 50 миллионов человек.

Ленинка — не только библиотека в Москве. Это важный центр для работы большого числа библиотек в стране. Около 42 тысяч библиотек имеют статус общедоступных публичных читален. Ленинка оказывает влияние на их деятельность.

Поэтому успешные проекты для большой аудитории — это то, что мы можем делать вместе.

- Продолжая тему региональных библиотек, расскажите, пожалуйста, про проект «Развитие библиотечной сети новых территорий», который размещён на странице Фонда развития Ленинки,  как проект, которому можно помочь. Привлекается ли региональный бизнес к этому проекту? Может ли бизнес, который собирается работать на новых территориях, взять шефство над какой-то библиотекой и получить полезные преимущества от сотрудничества?

— Вопрос очень тонкий. Начнём с того, что я не могу назвать эти территории новыми. Это исторические территории нашей страны. Это восстановление высокой справедливости, что несколько регионов снова стали частью России.

Для меня это не вопрос бизнеса, не вопрос карьеры и не вопрос денег. Наше отношение к людям, которые там работают очень личное. Мы часто там бываем. Для нас, для Ленинки, это очень важно.

Бывает так, что мы арендуем машину, покупаем краску, строительные материалы и проводим субботники в библиотеках Луганской или Донецкой Республики. Это веление души. Люди там работают в невозможно тяжёлых условиях, которые многие даже представить не могут.

Удивительный факт: библиотеки и книги оказываются там очень востребованными. В таких условиях люди ищут выход, в том числе через хорошие книги.

Поэтому, конечно, мы должны помогать. И мы будем рады, если кто-то откликнется на наши предложения. Примерно 2000 библиотек находятся в четырёх исторических субъектах — Донбассе и Новороссии.

Мы с удовольствием примем помощь, будь то покупка книг, оборудования, шефская помощь, проведение мероприятий. Всё это там очень нужно. Но больше всего нужны личная забота и участие. Это вопрос души, а не разума.

- Какие ещё форматы помощи и взаимовыгодного партнёрства с библиотекой возможны?

— Чтобы что-то поддержать, нам нужно познакомиться, понять миссию, историю и устремления наших благотворителей. Мы обычно стараемся найти такие проекты, которые будут интересны в долгосрочной перспективе как нам, так и нашим будущим меценатам.

Повторюсь: это всегда проекты большого масштаба. Мы хорошо умеем об этом рассказывать, и это связано с высокой культурной и политической значимостью для нашей страны. Это, несомненно, приносит определённые дивиденды.

Читайте также