Как помириться в споре о бренде?

Интервью с партнером Агентства интеллектуальной собственности "Симонов и партнеры", патентным поверенным, медиатором Натальей Ложкиной

- Наталья, что такое медиация, каковы ее преимущества в сравнении с судебной и административными процедурами, применима ли она в спорах о средствах индивидуализации?

- Понятие медиации содержится в статье 2 Федерального закона от 27 июля 2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Процедура медиации определяется как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Если говорить простым языком, то медиация представляет собой переговоры между спорящими сторонами, в процессе которых «противники» сами вырабатывают приемлемое для каждого из них решение по выходу их конфликтной ситуации. В организации и проведении таких переговоров помогает посредник – медиатор.

Принципиально важным является, что медиация проводится при взаимном волеизъявлении сторон. Только при наличии у спорящих сторон желания договориться, возможно осуществление примирительных процедур.

К бесспорным преимуществам медиации необходимо отнести ее конфиденциальный характер. В процессе административного или судебного разбирательств нередки случаи, когда обе стороны осознанно умалчивают о некоторых фактах. Общение сторон в рамках медиативных процессов позволяет им обменяться догадками, сомнениями, подозрениями и т.п. без угрозы того, что эти сведения получат широкую огласку.

В наше время скоростного развития технологий возможность максимально быстро справиться с конфликтом является немаловажным фактором. Медиация позволяет это осуществить в течение месяца.

При наличии умелого, грамотного посредника конфликтанты могут не только сохранить положение на рынке, но и приобрести партнера, союзника, который даст новый импульс для развития бизнеса.

Наиболее часто к медиации прибегают в семейных и врачебных конфликтах, которые зачастую весьма эмоционально накалены. Что касается сферы интеллектуальной собственности, то на сегодняшний день участники соответствующих взаимоотношений только начинают осваивать примирительные процедуры, с осторожностью исследуя действие нового механизма. Возможно, для такого сдержанного отношения к новому для России методу урегулирования споров имеются объективные причины. Представляется, что одной из сдерживающих сил является чувство «собственничества». Интеллектуальный труд – нелегкое ремесло. Как правило, создатель – чувственная натура и с особым трепетом относится к своему детищу. А раскрученное название фирмы или удачный товарный знак сродни ребенку. Нежелание делиться с кем-либо плодами своего успеха – это то изначальное чувство, которое очень глубоко сидит внутри и постоянно протестует против переговоров. Тем не менее разум подсказывает, что компромисс способен принести больше практической пользы. И именно в такой ситуации медиация предоставляет сторонам уникальную возможность — возможность самим разрешить спор. Стороны не связаны в данном случае нормами права, они вольны договориться о нестандартных решениях. Бывшие «враги» становятся «партнерами» по бизнесу – это и есть результат успешных медиативных переговоров.

Немаловажное значение в переговорном процессе имеет фигура медиатора. Задача данного человека состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам самим выработать оптимальное решение. Такие качества как нейтральность, независимость, отсутствие заинтересованности в создании преимуществ какой-либо стороне, позволяют посреднику не только самому взглянуть на конфликт со стороны, но и помочь это сделать сторонам.

Пока в России пул медиаторов только формируется. Некоторые патентные поверенные Российской Федерации окончили курсы повышения квалификации и получили соответствующие свидетельства, дающие им право на осуществление деятельности медиатора. Но это только первая ступенька. Репутация, опыт, известность формируются в результате практической деятельности. Безусловно, для этого требуется время. Российские медиаторы пока только в начале пути.

- Популярна ли медиация в спорах о брендах за рубежом, и каковы, на Ваш взгляд, основные препятствия для более активного ее использования в России?

- Как известно, родиной медиативных процедур являются Соединенные Штаты Америки. Именно в данной стране примерно в середине прошлого столетия начали формироваться отношения по альтернативному урегулированию споров. Одной из причин этому послужила высокая стоимость судебных расходов.

В ВОИС уже несколько лет активно функционирует Центр по арбитражу и посредничеству. При этом доля споров, урегулированных путем посредничества, составляет 70%.  Споры по товарным знакам составляют 19% от общего количества споров, рассматриваемых ВОИС.

Россия относится к тем странам, в которых стоимость судебных процессов достаточно низкая. И эти обстоятельства не способствуют развитию альтернативных методов урегулирования споров. Тем не менее, российское судопроизводство и административное разрешение споров имеют свою специфику, которая способна заставить стороны обратить внимание на медиацию.

Упомянутый ранее российский Закон о медиации достаточно молодой, но его практическое применение показывает, что он уже реально работает. Конечно, использование медиативных процедур в России сегодня не настолько широко и к ним прибегают не так активно, как, например, в Европе или Америки, но потребность в подобных способах урегулирования конфликтов существует и она набирает обороты.

- Если стороны конфликта решили прибегнуть к процедуре медиации, какова последовательность их дальнейших действий?

- Инициировать процесс медиации может одна сторона. При этом процедура медиации может быть применена на любой стадии конфликта: как до начала судебного разбирательства, так и во время.

Для этого необходимо обратиться к конкретному специалисту или специализированную организацию и договориться о приглашении другой стороны к вступлению в процесс медиации.

В случае, если согласие будет получено, сторонами заключается соглашение о проведении процедуры медиации. В данном соглашении обязательно указываются предмет спора, медиатор, порядок проведения медиации, порядок оплаты, сроки проведения процедуры.

После подписания соглашения медиатор приступает к своим обязанностям переговорщика и организатора. Он вправе обсуждать вопросы с каждой стороной в отдельности и устраивать совместные встречи. Время и место выбирает он сам с учетом особенностей конфликта и иных обстоятельств дела и сообщает сторонам, когда и куда необходимо явиться.

По итогам переговоров заключается медиативное соглашение, которое может быть утверждено судом или третейским судом. Законодательно предусмотрено заключение соглашения о прекращении процедуры медиации и без достижения сторонами согласия по имеющимся разногласиям.

Интересной особенностью медиативной процедуры является возможность каждого участника отказаться от нее на любой стадии, в том числе такое право имеется и у медиатора. Необходимо просто направить заявление в письменной форме иным участникам.