Благотворительность и бренды

Интервью Арины Габа, директора по фандрайзингу Фонда "Подари жизнь".

- Арина, Ваша деятельность давно связана с организацией благотворительности, до «Подари жизнь» работали в WWF, поэтому наш первый вопрос об общих проблемах данной сферы. Очень часто можно услышать, что в России по сравнению с Западом благотворительность находится в зачаточном состоянии. Согласны Вы с этим? В чем причины такого положения дел? 

Современная благотворительность в России институционально начала развиваться значительно позже, чем на Западе — лишь в начале двухтысячных.

Благотворительность и меценатство были сильно развиты в дореволюционной России. В советское время считалось, что решение всех социальных проблем — дело государства, поэтому, культура благотворительности перестала существовать как таковая.

Кроме этого, после распада СССР, в 90-е годы прошлого века, доверие к появляющимся фондам было подорвано скандалами, когда пропадали деньги из фондов распределения гуманитарной помощи, фондов помощи ветеранам Афганистана. А в начале двухтысячных всё успокоилось, в первую очередь благодаря зарубежным организациям, таким как WWF, Гринпис, Юнисеф, Детские деревни SOS, которые стали заниматься реальной помощью и на своём примере показывали, как работают благотворительные фонды в тех странах, где культура благотворительности не прерывалась.

Последние несколько лет благотворительность в России развивается бурно, как никогда. Это и понятно: с одной стороны, в стране накопилось огромное количество нерешенных проблем, и люди стали понимать, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». С другой стороны, есть примеры очень успешных фондов, таких как «Подари жизнь», «Линия жизни», «Фонд Константина Хабенского» и другие, которые показывают, что можно добиться очень многого, если хотеть и работать. И что есть достаточное количество людей и компаний, откликающихся на просьбы о помощи.

Наш фонд ежегодно проводит конференцию «Благотворительность против рака» для региональных НКО, занимающихся, как и «Подари жизнь», детской онкологией. В конференции участвуют более 40 фондов со всей страны, они растут, добиваются результатов, хотят учиться и обмениваться опытом с другими. И это только крошечная часть сектора.

Что касается культуры благотворительности, то она тоже развивается довольно быстро, ведь фонды находят своих благотворителей. И это при том, что, в отличие, от, например, США и Великобритании, льготы для корпоративных благотворителей в России полностью отсутствуют; есть налоговый вычет в 13% для частных лиц, но, по нашему опыту, мало кто этим пользуется. То есть, у тех, кто жертвует в России, очень сильная внутренняя мотивация.

- От физических или юридических лиц поступает больше средств в ваш фонд? 

Примерно 80% того, что собирает «Подари жизнь», — это помощь физических лиц.

- Для физического лица, за исключением общественных деятелей, огласка не имеет значения. Юридическое лицо прямо заинтересовано в обратном, ему необходимо позиционировать себя как социально ответственный бизнес и повышать лояльность потребителя к своему благотворительствующему бренду. Есть ли от юридических лиц спрос на освещение фондом их благотворительной помощи, что-то фонд делает для этого, и должен ли, на Ваш взгляд?

Со стороны компаний запрос на информационную и PR-поддержку, конечно, есть. К «Подари жизнь» он особый, поскольку нас поддерживают известные артисты и музыканты, и некоторые компании хотят задействовать их в рекламе своих продуктов.

Но фонд — не PR-агентство, а ресурсы наших друзей не бесконечны. При этом, мы очень любим и ценим наших благотворителей и стараемся сделать так, чтобы все остались довольны. Для этого мы разработали определенные правила на тему того, какую информационную поддержку фонд может оказать в различных случаях.

Начиная с определенной суммы пожертвования, компания в обязательном порядке получит детальный отчет о том, куда были потрачены средства. А по запросу такой отчет может получить любая компания за пожертвование любого размера.

Отчеты компании размещают на своих сайтах и используют в социальных отчетах. Если речь идет о благотворительных акциях (так мы называем тип сотрудничества, когда в фонд перечисляется процент от продажи какого-то товара), то компания может использовать логотип фонда для их продвижения. Также у нас на сайте есть специальный раздел, где все акции перечислены, и информация о них регулярно обновляется.

С развитием технологий мы получаем всё больше запросов на продвижение сотрудничества с компаниями в социальных сетях. Мы не можем рассказывать про всех — это быстро бы надоело нашим читателям и обесценилось бы для самих компаний, поэтому мы разработали специальные материалы по тому, как компании сами могут использовать сотрудничество с «Подари жизнь» в своих социальных сетях и на сайте, чтобы наше сотрудничество принесло максимум пользы.

- Согласны с Вами, что фонд – это не PRагентство, его основными задачами являются привлечение средства и помощь нуждающимся. Работая над привлечением средств, ваш фонд предлагает много удобных и разнообразных форматов для оказания помощи. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

Да, мы хотим, чтобы каждый мог выбрать способ помощи, наиболее удобный и близкий для себя.

Кроме стандартных способов пожертвовать (банковским переводом, карточкой на сайте), есть много других возможностей. Например, отправить смс на короткий номер 6162 с суммой пожертвования. Это очень удобно, поскольку мобильные телефоны есть у всех.

Можно «поделиться сдачей», оплачивая покупку картой в магазинах. Средства тут же поступят на счет фонда, без налогов и комиссий. Пока что такая возможность есть только на заправках ЕКА, но вскоре, мы надеемся, к проекту присоединятся и другие.

Проект «Друзья фонда» придуман для тех, кто хочет привлечь к помощи своих друзей и знакомых, и сделать какое-то событие в  своей жизни незабываемым. «Друзья» устраивают благотворительные дни рождения, свадьбы, вечеринки — когда подарки заменяются на пожертвования в пользу наших подопечных. Чтобы было удобнее, мы открыли специальный сайт friends.podari-zhizn.ru, на котором каждый может завести свою кампанию по сбору средств, смотреть за поступлениями онлайн — это исключительно удобная платформа.

Но нельзя забывать, что нашим подопечным нужны не только дорогостоящие лекарства и лечение, но и донорская кровь. Одна из старейших и важнейших программ фонда — программа по развитию безвозмездного донорства крови. На нашем сайте можно записаться в доноры и найти информацию о донорских пунктах и специальных акциях. Также фонд проводит выездные донорские акции в самых разных организациях — начиная от министерств и ВУЗов и заканчивая компаниями. Главное, чтобы набралось достаточное количество желающих — не менее 30 человек — и мобильный пункт приедет в офис.

- Если юр. лицо организует собственное мероприятие в пользу вашего фонда, то на каких условиях оно может использовать символику «Подари жизнь», логотип, отметки «Мы помогаем», «Друзья фонда», при организации такого мероприятия на банерах, пригласительных, в пресс-материалах?

Каждый такой случай рассматривается индивидуально. Если мероприятие организуется юридическим лицом, то возможно использование логотипа фонда, частные лица получают пакет материалов с логотипом «Мы помогаем». В любом случае, мы всегда просим согласовывать все материалы, где упоминается фонд, с нами.

Для нас этот вопрос теснейшим образом связан с репутацией, а репутация, это наш самый главный капитал.

Читайте также