Кто автор вашего бренда?

или как избежать шантажа со стороны дизайнера

Автором любого результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п.1.ст. 1228 ГК РФ). И если вы не отрицаете, что ваш бренд – это результат интеллектуальной деятельности, значит, у него есть автор, совершенно конкретный гражданин, или несколько граждан-соавторов. Этого гражданина желательно знать, потому что первоначально именно у автора возникает исключительное право использовать созданный результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (п. 3 ст. 1298 ГК РФ). Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Полезно задуматься, перешло ли к вам исключительное право, можете ли вы использовать ваш бренд, не опасаясь претензий от его автора?

Допустим, внешне ваш бренд – это комбинированное обозначение, представляющее совокупность словесного и изобразительного элемента (логотипа). Кто же разработал изобразительный элемент? Рассмотрим возможные варианты:

1. Работник вашей компании.
Отлично! Тогда можно надеяться, что логотип – это служебное произведение, исключительное право на которое принадлежит работодателю (п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Однако, служебным оно будет признано, только если создавалось в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Полезно будет заглянуть в трудовой договор с человеком, которого вы считаете штатным дизайнером, вдруг он окажется заместителем директора по маркетингу и трудовых обязанностей создавать объекты дизайна за ним не закреплено. Не будет лишним и издание приказа, перечисляющего лиц ответственных за разработку логотипа.

2. Внешний дизайнер (фрилансер).
Тоже неплохо! Главное письменно оформить договор авторского заказа и предусмотреть в нем условие об отчуждении заказчику исключительного права на произведение. Несоблюдение письменной формы повлечет недействительность договора (п.2 ст. 1234 ГК РФ, п.3. ст. 1288 ГК РФ). То есть отсутствие письменного договора с внешним дизайнером может означать для вас отсутствие прав использовать разработанный для вас логотип. В практике известны случаи шантажа со стороны фрилансеров, и не только в связи с недоплатой за их работу.

3. Дизайн-агентство.
На наш взгляд, ваши риски увеличиваются! Потому что права на логотип «дойдут» до вас в два этапа. Вам права перейдут от дизайн-агентства, если не забудете заключить письменный договор с условиями об отчуждении исключительных прав. Но до этого к самому дизайн-агентству права должны перейти от граждан — авторов, работавших над созданием логотипа. В зависимости от того являются ли авторы штатными работниками дизайн-агентства или привлекаются на субподряд, необходимо руководствоваться изложенными выше пунктами 1 или 2 соответственно. Разобраться во внутренней кухне дизайн-агентства и понять, какие конкретно авторы создают ваш логотип, не всегда удается. Хотя встречаются договоры с обязанностью исполнителя представить заказчику список рабочей группы, копии приказов о ее создании и т.п. Если договором предусмотрено право агентства привлекать третьих лиц к исполнению работ, то обычно это сопровождается только обязанностью отвечать за их действия, как за свои собственные. Мы рекомендуем включать в договор с дизайн-агентством следующие условия: «Агентство обязуется обеспечить переход исключительных прав от авторов произведений, входящих в логотип, к Заказчику. Агентство гарантирует, что авторы произведений, входящих в логотип, состоят с Агентством в трудовых отношениях и их трудовые обязанности включают создание служебных произведений, входящих в логотип. Обязанность по выплате вознаграждений работникам за служебные произведения лежит на Агентстве. В случае создания произведений, входящих в логотип третьими лицами, привлеченными Агентством к исполнению настоящего Договора, Агентство обязано обеспечить отчуждение исключительных прав в полном объеме на указанные произведения в пользу Заказчика». Наличие таких положений будет полезно в случае возникновения конфликта с автором, вспомнившим, что он создал логотип, а прав на него не передал.

За нарушение исключительного права на произведение автор вправе много чего потребовать от нарушителя, в том числе возмещение убытков или выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель (ст.ст. 1250, 1252, 1253 и 1301 ГК РФ).

Если кто-то из дизайнеров-шантажистов вдохновился предыдущем абзацем, сообщаем, что размеры заявленных компенсаций суд обычно существенно снижает до размеров, которые могут и не оправдать судебных расходов.
Но, тем не менее, риски владельца изобразительного бренда налицо.

Если внешне ваш бренд – это только словесное обозначение и изобразительный элемент отсутствует, рано расслабляться. Слово в любом случае написано каким-нибудь шрифтом. А у всех шрифтов есть авторы. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Со шрифтами из библиотек все сложно, права на них многократно передавались, все запутались. Однако получить претензию от агентов, защищающих интересы правообладателя, вполне реально. Оптимальный вариант – это создание для вашего словесного бренда уникального шрифта конкретным гражданином (автором), от которого права к вам перейдут указанными выше способами.

Читайте также