От клейма до бренда: история развития законодательства о средствах индивидуализации в России.

Интервью со старшим научным сотрудником Федерального института промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) Анатолием Петровичем Колексниковым.

- Анатолий Петрович, когда и как на нашей территории начали индивидуализировать товары?

- В России впервые клеймение товаров ввел Новоторговый устав от 22 апреля 1667 года, который требовал проставлять на тканях, золоте и серебре клейма и печати, свидетельствующие об истинном производителе. Таким образом, клейма явились прототипом товарных знаков.

- Какие основные этапы становления и развития правового регулирования средств индивидуализации в царской России можно выделить? На каком этапе началось сближение российского законодательства в этой сфере с зарубежным?

- Из всех законодательных и нормативных актов в области правового регулирования средств индивидуализации в царской России можно выделить следующие:

1. Сенатский указ от 4 февраля 1815 г. «О клеймении российских изделий и поступании с неклейменными яко с запрещенными ко ввозу из-за границы товарами», за неисполнение данного акта полагался штраф.

2. 5 февраля 1830 г. именным указом, данным Сенату, было Высочайше утверждено «Положение о клеймении изделий Российских фабрик», согласно этому «Положению» клеймение изделий не было обязательным.

3. 26 февраля 1896 г. утверждено Мнение Государственного совета по проекту правил о товарных знаках, которое расширило перечень видов средств индивидуализации товарных знаков. Кроме того, новым законодательным актом свой товар мог индивидуализировать не только производитель, но и торговец, нанося на свои товары различные знаки, свидетельствующие о продавце и месте продажи. Этот законодательный акт во многом сближал российское законодательство о товарных знаках с зарубежным.

- Как развивалось законодательство о товарных знаках в советский период?

- В советский период можно выделить следующие законодательные акты в области охраны товарных знаков:

1. Декрет СНК РСФСР «О товарных знаках» от 10 ноября 1922 г., после которого осуществлялась регистрация товарных знаков в Комитете по делам изобретений и публикация зарегистрированных знаков в «Тор-гово-промышленной газете» (1923-1926 гг.).

2. Постановление ЦИК и СНК СССР от 12 февраля 1926 г. «О введении в действие постановления о товарных знаках» и «О товарных знаках». На основании этих актов осуществлялась регистрация товарных знаков в Комитете по делам изобретений и публикация зарегистрированных знаков в «Вестнике Комитета по делам изобретений» (1926-1936 гг.).

3. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1936 г. «О производственных марках и товарных знаках». Регистрация товарных знаков была децентрализована:- в отношении машин, оборудования, стройматериалов и химикалий (кроме медикаментов) регистрация знаков стала производиться в Наркомате тяжелой промышленности;- в отношении медикаментов и медицинских инструментов — в Наркомате здравоохранения РСФСР;- в отношении остальных товаров – в Наркомате внутренней торговли Союза ССР. Публикацию зарегистрированных знаков предполагалось осуществлять в официальных периодических органах этих Наркоматов.

4. Постановление СНК СССР от 4 марта 1940 г. №302 регистрация товарных знаков в отношении всех товаров возлагалась на Наркомат торговли СССР.

5. Постановлением СМ СССР №1337 от 8 декабря 1958 г. государственная регистрация товарных знаков и торговых марок для всех предприятий, организаций и иностранных фирм возложена на Комитет по делам изобретений и открытия при СМ СССР. Публикация стала осуществляться в Бюллетене товарных знаков