Договорное регулирование прав на бренды при создании и прекращении совместного предприятия

Частное мнение

Создаем СП. В статье рассматривается ситуация, в которой российское предприятие, имея заказ от своего потребителя на новый продукт, нуждается в привлечении технологии, не представленной на российском рынке.

Допустим, найдена иностранная компания, обладающая требуемой технологией. Допустим также, что эта компания не представлена на российском рынке и желает на него выйти, для чего нужен партнер в России.

Партнерство в этом случае будет выгодно всем: иностранная компания опередит конкурентов, заняв российский рынок, российская компания удовлетворит потребителя, предложив нужный продукт по адекватной цене. Очевидно, сложились условия для создания совместного предприятия (СП).

Брендируем СП. Популярным способом сформировать название для СП является сочетание в фирменном наименовании названия одной или всех сторон, специфики деятельности и региона присутствия СП. Соответственно, иностранная компания может передать СП право использования своего наименования, права на использования товарных знаков и упаковки (которая может быть защищена как объемный товарный знак).

Тем не менее, вопрос не так прост и может иметь несколько решений в зависимости от позиционирования продукции на рынке.

Российская компания желает передать в СП производство своей номенклатуры по старой технологии, чтобы поддержать СП на старте. Иностранная компания передает в СП технологию для производства нового, более современного продукта. Новый продукт будет потреблять одна категория клиентов, а существующий продукт, пускай не самый современный, но дешевый, предназначен для другой категории клиентов. В этом случае, чтобы не допустить внутреннюю конкуренцию, СП должно будет развести продукты на рынке с использованием, например, разной упаковки.

В другом случае партнеры могут принять решение разработать новую упаковку, которая бы была схожа с упаковкой одного из партнеров.

Такое же решение, как по упаковке, должно быть принято и в отношении товарного знака.

Во всех случаях мы видим проникновение в фирменное наименование, товарный знак и упаковку СП элементов интеллектуальной собственности партнера, что требует урегулировать отношения между СП и партнером по использованию его активов.

В предвидении такой возможности рекомендуется еще на стадии проведения сторонами переговоров о намерениях создать СП, не дожидаясь начала due diligence, выяснить, какую защиту имеет интеллектуальная собственность иностранной компании в России и других государствах, где предполагается деятельность СП.

Не исключено, что у иностранной компании права на интеллектуальную собственность в России и на внешних рынках, где планируется продвижение продукта, не защищены. В таком случае партнеру необходимо начать, не дожидаясь создания СП, приступить к регистрации товарного знака в России и на целевых внешних рынках.

На период от создания СП до регистрации товарного знака СП и заключения лицензионного соглашения допустимо урегулировать использование элементов упаковки и товарного знака партнера двусторонним соглашением.

После регистрации товарного знака иностранной компании в России и на целевых внешних рынках возможно надлежащим образом предоставить его СП для использования отдельным соглашением.

Планируемый режим использования СП интеллектуальной собственности партнеров должен стать предметом переговоров на стадии проработки создания СП и найти свое отражение в договоре о создании СП.

Прекращение СП. Не исключено, что кто-то участников примет решение о своем выходе из СП, в том числе по причине неуспеха последнего. В предвидении такого риска стороны предусматривают в договоре о создании СП, а затем и в корпоративном договоре специальные последствия. Для этого на этапе переговоров о создании СП стороны договариваются о корпоративных правах и обязанностях, определяют правила урегулирования разногласий и споров участников в СП, включая правила о выходе, назначении опционов, разрешения ситуаций deadlock. Это дает сторонам понятный механизм прекращения своего участия в СП.

Как правило, вместе с выходом партнера, передавшим в СП современные технологии, связывается прекращение права использовать его бренд и технологии. Такие запреты могут сделать невозможным исполнение действующих договоров с потребителями продукции. В свою очередь, репутация и СП и его участников пострадает в глазах потребителя продукта, что не отвечает интересам партнеров.

Поэтому в договоре о создании СП, а так же в хозяйственных договорах между участниками и СП (поставка оборудования, предоставление технической поддержки) целесообразно предусматривать последствия выхода партнера из СП для судьбы хозяйственных договоров.

Применительно к соглашению об использовании товарного знака введение в текст соглашение простого условия о его прекращении в случае прекращения совместного участия сторон в СП оказывается недостаточным.

Для исключения срыва договорных обязательств СП перед потребителями целесообразно в хозяйственных договорах предусмотреть условия, которые обеспечат работоспособность СП на переходном этапе. Например, стороны могут предусмотреть, что в рамках переходного периода СП будет обязано реализовать товарные остатки накопленной продукции, сменить локацию, последовательно сократить и затем остановить выпуск продукции под брендом выходящего из СП партнера, продолжая при этом уплачивать договорные роялти, и т.д.

Соглашение об использовании товарного знака может быть дополнено формулировками, которые отражают следующие идеи:

1. С момента прекращения срока действия договора или в случае его досрочного расторжения СП обязано немедленно прекратить использование товарного знака, права на которые переданы по договору, исключить слова, предоставленные Иностранным Партнером для использования из своего наименования, из наименования СП, а также обеспечить в кратчайшие сроки удаление обозначения товарного знака с упаковки, этикеток, рекламного материала и иной документации, или их утилизацию.

2. В случае наличия у СП после окончания срока действия договора или в случае его досрочного расторжения нереализованной продукции, маркированной товарным знаком СП, СП обязуется предоставить Иностранному Партнеру отчет о наличии у СП нереализованной в соответствии с условиями договора продукции и имеет право реализовать ее в течение согласованного сторонами срока после окончания действия договора.

Всем интересующимся организационными вопросами создания СП рекомендуется ознакомиться со статьей автора «Создаем совместное предприятие: ключевые вопросы организации».

Надеюсь, что все проекты читателей по созданию СП будут успешными и не дойдут до этой стадии.